Выставка советских авангардистов в Музее нонконформистского искусства
  • 18.11.06
  • 445

Выставка советских авангардистов в Музее нонконформистского искусства

15 ноября в Музее нонконформистского искусства состоялось открытие выставки советских авангардистов 1970-80-ых годов, приуроченной к 25-летию Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). Ознакомиться с историей петербургского андерграунда можно до 24 декабря.



В день открытия выставки лифт Пушкинской, 10 не успевал опускаться за новыми прибывшими на вернисаж ветеранами «советской контркультуры» с семействами и поднимать их на четвёртый этаж музейного флигеля. Количество гостей было достаточно внушительным: далеко не всем посчастливилось не то что занять сидячие места, но даже постоять у стенки, протиснувшись в выставочное помещение сквозь плотные ряды фактурных бородачей в беретах. Не очень проворным визитёрам приходилось довольствоваться просмотром на лестничной площадке 52-минутного документального фильма о фестивале, проходившем в ноябре 2004 года в ЦВЗ «Манеж» . Впрочем, кинохроника событий двухгодичной давности доступна всем желающим на dvd-диске, прилагающемся к презентованной в тот же вечер книге «Из падения в полёт. Независимое искусство Санкт-Петербурга. Вторая половина XX века» . 400-страничный фолиант представляет собой летопись фестиваля в «Манеже» и фиксирует даже, казалось бы, самые неважные для истории детали: вплоть до того, каким способом (самолётом или на пароме) добирался в Петербург каждый отдельный художник. Над памятным каталогом трудились два десятка фотографов и тридцать авторов текстов – редкий случай кооперации столь большого количества творческих людей.


Авторы книги говорили о мистическом совпадении даты выхода фестивальной летописи с годовщиной самого фестиваля, благодарили Смольный за помощь в возврате гражданства многим художникам-эмигрантам и выражали надежду создать Музей частных коллекций, способный объединить всё широкое наследие искусства, созданного за два последних десятилетия XX века в углах коммунальных квартир, сторожках и котельных.

По музейной традиции, после официальной части воспоследовал скромный фуршет, и публика предалась эстетическому наслаждению от просмотра картин с вином и крекерами в руках. На выставке, посвящённой четверть века спустя образованию ТЭИИ на месте ТЭВ – Товарищества экспериментальных выставок (в хитросплетениях аббревиатурной чехарды едва ли разбираются сами участники событий), были представлены работы, подаренные музею во время проведения фестиваля в «Манеже». Среди широко известных имён: Эдуард Берсудский, Анатолий Белкин, Олег Лягачёв и Евгений Абезгауз . Для абстракционистских работ Евгения Михнова-Войтенко кураторы выставки отдали целиком соседнее помещение галереи Navicula Artis .


Деятели искусства выстраивались в длинную очередь за книгой о фестивале, открытками и новыми переизданиями художественных альбомов своих «фронтовых товарищей» по борьбе с социалистическим реализмом. Иные же присаживались, облокотясь на собственные картины, и с задором в глазах вспоминали свою бунтарскую юность. К сожалению, молодых людей, которым заслуженные художники готовы были поведать о своих подвигах былых лет, на вернисаже почти не было. Очередная ностальгическая сходка нонконформистов прошла по-тихому.



Александр Буренков
 

Комментарии

Читать на эту тему