Наталья Каспарова, Спектакль «Песни Комитаса», Open Look 2007
  • 18.07.07
  • 265

Наталья Каспарова, Спектакль «Песни Комитаса», Open Look 2007

12 июля в ТЮЗе фестиваль Open Look 2007 открыл нам глаза на ещё один лик contemporary dance – на этот раз этнический и национальный. Танцевальная компания Натальи Каспаровой представила спектакль «Песни Комитаса», поставленный на духовную музыку выдающегося армянского композитора. Как оказалось, для современного танца нет этнической грани на пути к истине. Перейти эту грань, а точнее, танцевать на ней, удалось коллективу Натальи Каспаровой


Наталья Каспарова, Спектакль «Песни Комитаса», Open Look 2007На пустой черной сцене, под лучом прожектора, похожим на золотой шатер из-за дыма, стоит хрупкая девушка в черном платье, в руках у неё патефон, на котором вместе с пластинкой крутятся картонные фигурки. Это своеобразное предисловие, открывающий образ спектакля, где в одной точке сходятся смерть и рождение. Черная темнота сменяется белизной войлочного снега, пестротой ковра, из прожекторов льется прохладный синий свет или теплый желтый, напоминающий свет очага.


Спектакль «Песни Комитаса» разделен на отдельные фрагменты, похожие чем-то на открытки из другой страны. Открытки, в которых чувствуется солнце и запах дыма. Танцоры напоминают узоры на ковре, гибко гнущиеся травы в поле, шерстяные нити, тянущиеся от веретена. Помимо безупречной техники и слаженности, в их движениях есть чистая самозабвенная страсть. Они – торжество жизни, и они – воплощение скорби по ушедшему. Черный цвет их костюмов – это все цвета мира. Движения танца делают его желтым цветом солнца, зеленым цветом травы, синим, как море. Но вместе с тем черный остается черным, цветом скорби. Это печаль и усталость странника в бескрайней пустыне, это тоска по утерянной родине и траур.


Гибкость и красота хореографии спектакля неразрывно связана со звучанием музыки. Гармоничные, чистые, волшебные мелодии армянского композитора Комитаса – сочетание того, что уже когда-то слышали, как ветер или шум травы, и совершенно незнакомых простому зрителю звуков национальных армянских инструментов, неповторимого по музыкальности армянского языка, красивого голоса. Комитас (Соломон Согомонян) знаток и исследователь народной армянской музыки создал удивительные по силе и звучанию духовные произведения, в которых отразилась сложная историческая судьба его народа и его собственная. Но музыка – универсальный язык, который выходит за пределы национального. Это путь от традиции и истории народа к общечеловеческим простым истинам. Простым как то, что вода в кувшине рано или поздно станет пеплом, и круг жизни повторится вновь. И хотя при жизни в современной цивилизации кувшин наш давно пуст, что-то настоящее может найти путь к нашему сердцу. Будь то вера, чистота или песни Комитаса.


18.07.2007

Анастасия Фёдорова

Также читайте на BE-IN:

Oткрытие фестиваля Open Look 2007, Vol. 2: «Образы человека»
То, что вы делаете, имеет значение? Open Look 2007, Vol.2
Душан Танек, «Кошиле» и «ScENes», Open Look 2007, vol. 2
Хиты фестиваля «Кинотанец» на Open Look 2007

Комментарии

Читать на эту тему