Ретроспективная выставка фотографий Антона Корбайна в Манеже
  • 22.02.08
  • 845

Ретроспективная выставка фотографий Антона Корбайна в Манеже

Нидерландский фотограф Антон Корбайн, долгое время проживавший в музыкальной столице мира – Лондоне, а три года назад перебравшийся в Лос-Анджелес – центр кинопроизводства, снова приезжает в Петербург и вот уже во второй раз открывает здесь свою персональную выставку. Корбайн постоянно путешествует по миру. Список музыкантов, с которыми он работал – делал портреты, оформлял обложки пластинок, снимал клипы, - практически бесконечен. Роясь в домашней дискотеке, вы наверняка найдете диск, обложка которого сделана Корбайном, - будь то Ник Кейв, Том Вейтс, Джон Ли Хукер, Бьерк или Курт Кобейн. Как-то мастер снял даже Илью Лагутенко для обложки журнала ОМ



Об авторе: Теперь Антон Корбайн больше не смотрит MTV и не включает телевизор: сейчас ему интереснее делать кино. Недавно он снял свой первый художественный фильм «Контроль», посвященный судьбе лидера культовой группы Joy Division. При этом, разумеется, у Корбайна зреют новые фотографические проекты, о которых он, правда, рассказывать не стал. На пресс-конференции 19 февраля 2008, накануне официального открытия, мастер поведал журналистам о том, что и как он делал все эти годы, – начиная с 1979, когда он попал в Лондон, и до недавнего времени.

Антона Корбайн. Ретроспективная выставка фотографий  в Санкт-Петербурге Антон Корбайн: «Я взял в руки фотоаппарат только из-за того, что люблю музыку. Конечно, сложно добраться до звезд, но если вы фотограф, у вас есть благовидный предлог для этого. На этой выставке вы увидите, как я перешел от съемок концертов, с которых я начинал в середине 1970-х, к портрету. Я рад, что все эти люди позволили к себе приблизиться, отчего изменилось качество моих работ, т.к. для фотографа очень важно быть ближе к объекту съемки.

Я никогда не снимал на цифру, – такой я старомодный парень: мне кажется пленка лучше цифры. Я немного снимал на мобильный телефон, за что прошу прощения у Kodak, моей любимой пленки. Polaroid, кстати, тоже красивая пленка. Я называю эти компании, не потому что они меня спонсируют, а потому что помогают делать красивые снимки. Сейчас с развитием цифровой технологии фотографии мы теряем эту прекрасную продукцию.

Три года назад я переехал в Лос-Анджелес, хотя центром музыкального мира по-прежнему остается Лондон. Я переехал, потому что мне хотелось побывать в другом месте, где все по-другому, где другое солнце, другие тени. К тому же Лос-Анджелес – центр киноиндустрии, а я очень увлекся кино.

Здесь на выставке вы увидите мои ранние работы, когда я снимал только музыкантов. Затем был следующий период, когда я снимал музыкантов, актеров, художников, кинорежиссеров. А затем, в конце 90-х, мне наскучил мир знаменитостей, его ограниченность, и я сделал серию, основанную на принципе съемок фоторепортеров, только тут было все понарошку. Серия называется «33 натюрморта». Все эти работы, снятые в синеватой гамме, – это как будто кадры из выдуманных фильмов, или выдуманные афиши какого-то фильма. И все это снято будто на полароид. Не в том дело, что люди не подлинны: синеватая серия - это размышления не о людях, а о средствах массовой информации.

Антон Корбайн. Ретроспективная выставка фотографий  в Санкт-Петербурге Затем я вернулся туда, откуда я родом, на север Нидерландов, и сделал серию автопортретов. Это последнее – «четвертое измерение». Я вернулся на остров, где я жил маленьким. Тогда мне было интересно все, что приходило на этот остров из внешнего мира – люди, фильмы, музыка. В этой серии я объединил собственные наваждения и наваждения моих родителей, - я рос в очень религиозной семье: отец мой был викарием в той деревеньке. Здесь я загримирован под музыкантов, которые умерли. Это портреты мертвецов, снятые в деревеньке на острове. Вроде бы, это такая игровая серия, но, тем не менее, в ней я пытаюсь разобраться с серьезными вопросами, такими как вопросы жизни и смерти.

Как я уже рассказал, родом я из маленькой деревни. В 17 лет, переехал в маленький город, и там фотографировал группу Rocking Tigers, которую вообще никто не знал. Потом я стал встречать разных людей, которые мне помогли, постепенно я стал снимать известных музыкантов. Я вообще-то не думал снимать, например, Дэвида Боуи. Или, когда я первый раз услышал U2, мне вообще не понравилась эта музыка, но как-то получилось, что я стал с ними работать, и вот уже 26 лет работаю. Depesh Mode мне тоже не понравились, когда мы познакомились. Но, похоже, если мне не нравится чья-то музыка, то это признак начала хорошей дружбы. Все это длится вот уже четверть века .

Главное, чтобы человек был мне интересен, и чтобы мне было интересно то, что он делает. А сама природа знаменитости как таковая мне вовсе не так интересна. Когда вы посмотрите на мои работы, вы поймете что мой взгляд, я надеюсь, несколько глубже, а не просто отражает глянцевую поверхность. Я работаю с моделью, а знаменита она или нет, это не так уж важно».

О выставке: Консул Нидерландов торжественно объявил выставку открытой. А высокий ироничный Корбайн на протяжении пресс-конференции радовавший присутствующих превосходным чувством юмора и живой реакцией на происходящее в зале, предложил публике подняться на второй этаж и вместе пройтись по залам. К сожалению, что он рассказывал, уже не представлялось возможным услышать, – из-за окруживших мастера журналистов с камерами, но главным образом, из-за самих работ, которые требовали немедленного внимания. И, отодвинув происходящее вокруг в сторону, я погрузилась, наконец, в мир Корбайна.

Антон Корбайн. Ретроспективная выставка фотографий  в Санкт-Петербурге


Как и предупреждал автор, глянцевой поверхности вы не увидите. Увидите вы глубокий взгляд на странный мир знаменитых людей. Да, где-то эти портреты и похожи на глянцевые фотографии, но мир славы изображен не застывшим, каким он предстает на страницах гламурных журналов, а находящимся в движении. Перед вашими глазами вращается начиненный драматичным действием объемный шар, который беспрестанно меняет лики: Том Уэйтс, Ник Кэйв, Катрин Денев, Крафтверк, Джонни Депп, Дэвид Линч, Дэвид Боуи, Бьйорк, Джон Ли Хукер, Джон Траволта, Боб Марли, Шумахер, Фрэдди Меркьюри, - список бесконечен. Что эта за сила, которая вертит шар? Чем является этот обыденный, и в то же время таинственный перпетуум мобиле, до конца не ясно. Очевидно одно, он объединяет все портреты и создает чувство того, что называют «мир Корбайна». Каждый портрет – это и сценическая маска, имидж, знакомый миллионам, и в то же время – случайная человеческая эмоция, пойманная с близкого расстояния близким другом.

Антон Корбайн. Ретроспективная выставка фотографий  в Санкт-Петербурге


Синие, распечатанные два на метр, фотографии – действительно больше всего похожи на кадры из фильмов. Сцены и обстановка кажутся репортажными, но на самом деле они срежиссированы, - и в этом, как считает Антон Корбайн, вся соль: это образы знаменитостей, якобы появляющиеся в средствах массовой информации. На самом деле, это тщательно сделанные портреты, где модель позирует фотографу. Кажется, на этих снимках во взгляде фотографа больше дистанции: образы отстраненны и текучи. Они податливы нашим ожиданиям: мы видим знакомый образ своего кумира. Отчетливо прочитывается сделанность происходящего. Изображенные ситуации, настроения, как голубоватый свет телевизионного экрана, воспринимаются как красивый фэйк. И все же, если смотреть на все четыре серии фотографий в целом, явственно чувствуешь: они открывают, или пытаются открыть, скрывающееся за маской подлинное лицо.

Выставка продлится до 14 марта 2008

21 февраля 2008
Tuttajul

Подробнее о выставке Антона Корбайна в Москве и Санкт-Петербурге

Комментарии

Читать на эту тему