Чак Клоуз: Семь портретов
  • 07.03.08
  • 754

Чак Клоуз: Семь портретов

Открывая вторую выставку, отдел новейших течений Эрмитажа, возглавляемый искусствоведом Дмитрием Озерковым, решил не следовать избранному вначале пути: первая выставка знакомила зрителей с творчеством ряда малоизвестных молодых, но перспективных, по мнению известного галериста Чарлза Саачи, американских художников


Все, так или иначе, ждали от нового отдела следующей групповой выставки молодых авторов: де музей мирового искусства, долгое время не собиравший работы второй половины 20 века, наконец, покажет, образно выражаясь, «кузькину мать», т.е. самое что ни на есть актуальное и современное. Эрмитаж, однако, следует иной логике, показывая нам работы одного и, надо сказать, весьма солидного художника. Снова американца. И снова, как подчеркнул на пресс-конференции М.Б.Пиотровский, американское представлено «глазами британцев»: все произведения привезены из лондонской галереей «White Сube».

Чак Клоуз. Выставка - Семь портретов в Эрмитаже. РецензияНа второй выставке проект «Эрмитаж 20/21», призванный знакомить зрителей с современным искусством, представляет последние работы - 7 портретов холст-масло и 1 шпалеру - американского художника Чака Клоуза (1940). Портрет бывшего президента США Билла Клинтона, портреты членов семьи художника и автопортрет. Все выполнено в уникальной авторский технике. От огромных гиперреалистических картин в 2,5 метра в высоту нужно отойти на приличное расстояние, чтобы за визуальными эффектами - сеткой абстрактных капсул-наплывов - разглядеть фигуративное изображение.

Чак Клоуз: Семь портретов в Эрмитаже, рецензияВ юности на Клоуза сильно повлияла живопись экспрессионистов – Поллока, де Кунинга, Горьки. Закончив в 1964 г. School of Art and Architecture Йельского университета, художник увлекся фотографией и серьезно занялся портретом, используя полароидную камеру и, впоследствии, экспериментируя с дагерротипами. В 1988 г, на пике карьеры, Клоуз был частично парализован, что не помешало ему продолжить заниматься живописью и фотографией. В 1996-м художник сфотографировал в Белом доме президента США Билла Клинтона. С конца 1960-х работы Клоуза начинают активно приобретаться музеями, и по сей день они стоят не дешево.

Чак Клоуз. Выставка - Семь портретов в Эрмитаже. РецензияИзбранный в 1998 году членом Американской Академии науки и искусства, удостоенный в том же году ретроспективной выставки в Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке, участник Венецианской бьеннале 1995 года, Чак Клоуз является признанным классиком американского искусства 20 века.

И все же. Чем интересны портреты Клоуза в Эрмитаже – большом музее мирового искусства, где представлены практически все эпохи? Похоже, только тем, что Чак Клоуз - классик американского искусства второй половины 20 века. И даже не в том вопрос, что наиболее бескомпромиссное, передовое, актуальное в плане разрабатываемых тем и смыслов, скандальное, хоть бы и коммерческом плане, искусство делается сейчас отнюдь не в Соединенных Штатах Америки. Китайцы шокируют уровнем продаж в аукционном доме Sotheby, YBA (Young British Artists) в первой половине 2000-х щекотали нервы, поднимая визуальную культуру до требуемого современностью градуса, существует экзотика, Стамбул, например. Эрмитаж почему-то по-прежнему выбирает то, что давно можно увидеть в любой энциклопедии по изобразительному искусству, и что, хотя, бесспорно, обладает статусом музейности, общепризнанности, в сущности, является такой же классикой, как эрмитажный же Пикассо, и никого уже не трогает, и для отдела «новейших течений» уже вроде бы и не подходит. Что ж, на лицо - свойственные любой крупной институции консервативность и соблюдение партнерской дипломатии.

Чак Клоуз. Выставка - Семь портретов в Эрмитаже. Рецензия


7 марта 2008
Юлия Виноградова (фотографии автора)


Подробнее о выставке Семь портретов Чака Клоуза в Зимнем

Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж, залы Зимнего дворца на Салтыковском подъезде
До 13 апреля 2008

Комментарии

Читать на эту тему