Open Cinema – 2009: магия, смерть и конец политкорректности
  • 16.08.09
  • 199

Open Cinema – 2009: магия, смерть и конец политкорректности

Ставший уже традицией питерского августа, фестиваль короткометражного кино со всего света в минувший уик-энд подвел итоги на пляже Петропавловки


На сей раз главная «фишка» фестиваля – ночные гала-показы на пляже Петропавловки (в пятницу открытые вечерним концертом с участием проекта Антона Адасинского Positive Band, а также Евгения Федорова и Ольги Арефьевой) завершали недельную программу сеансов в Доме Кино. На пляже в субботу наградили и победителей в четырех конкурсных номинациях: игровое кино, анимация, документальное кино, видеоарт.

Open Cinema 2009

Помимо основного конкурса, как всегда, особое познавательное удовольствие доставил «малый», состоявший из тематических программ: «Другие берега» (взгляд на этнические различия, уместная дань мультикультурализму, плюс всяческая, условно говоря, эзотерика), «Белая ворона» (кино о «необычных» персонажах; специально хочется выделить искрометную картину «Я – гей» о трудностях камин-аута даже в продвинутой Швеции) и «Без анестезии» (короткометражки модного тренда «анти-политкорректности», кино зачастую шокирующее или глумливое; здесь явно выделялись «Раны» из Германии, а также неприятная отечественная документалка «Травматизм»).

Open Cinema 2009

Еще один «пойнт» фестиваля – отличные программы короткого метра и анимации от различных фестивалей, кроме того - пакетов независимых киностудий из разных стран и континентов. В этом году представлен был широкий и разнообразный набор: от статусного немецкого Оберхаузена и важного форума российской анимации «Суздальфест» до экзотических дебютантов вроде фильмов сингапурской студии AKANGA или картин из Страны Басков (эта программа была, пожалуй, одной из лучших – жесткой и страстной, как, похоже, и жизнь в мятежной испанской автономии).

Open Cinema 2009

Пятый Open Cinema вдохновлялся творчеством великого мастера «магического» кино Сергея Параджанова – ему в этом году исполнилось бы 85 лет. В Инженерном павильоне Петропавловки демонстрировали редкие фото и коллажи, связанные с биографией режиссера, показали ретроспективу его фильмов, а самому фестивалю был ниспослан знаменитый «визионерский» лозунг Параджанова: «Кино – это искусство вспышек».

Характерным дополнением к параджановским мотивам - условности грани между явью и мифом, радостью существования и трагизмом ухода в мир иной - послужил тот факт, что львиная доля показанных фильмов фестиваля так или иначе касалась темы смерти, умирания, выраженных абсолютно по-разному: проникновенно, безысходно, цинично, иронично, как социальный факт или как таинственный переход.

Победители конкурса жюри: «Тони Зорей», Франция (лучший игровой фильм), «Дерево детства», Россия (лучшая анимация), «Обстоятельства», Англия (лучший экспериментальный фильм / видеоарт). Приз в категории «неигровое кино» не стали присуждать никому, по настоянию маститого документалиста Виталия Манского, курировавшего в жюри данный сегмент. Полный список призеров – здесь.

Open Cinema 2009

Все же, кажется, фактор соревнования далеко не самый важный момент лучшего, как ни крути, кинособытия в Санкт-Петербурге. Прежде всего это замечательная панорама не сильно привязанного к бюджетам и продакт-плейсментам авторского, нетривиального кинематографа короткой формы – во всех его противоречиях и зыбкой красоте.

Da-seiner
Фото: various artists

Читайте также в журнале BE-IN:
Бэкстэйдж: иллюзия балета
Невозможность Гармонии
Металлы и неметаллы

Комментарии

Читать на эту тему