Быть дизайнером: Стас Лопаткин
  • 25.09.08
  • 1543

Быть дизайнером: Стас Лопаткин

Альбомы Врубеля и Петрова-Водкина на полках, фотографии, декоративные наперстки, призрачные тени бумажных конструкций в коридорах – меланхолично изучаю артефакты в мастерской Стаса Лопаткина, жду дизайнера

Здесь бесконечно уютно, немного ретро, немного дома, мягкие теплые краски, все будто сатиновое. Приходит Стас, он тоже бесконечно уютный и сплин растерянности в окружении красивых вещей проходит. Мы говорим о нем, Стасе Лопаткине, и о том, каково быть дизайнером.

Дизайнер Стас Лопаткин

Что
«Хотелось, чтобы все вокруг было красиво», – для модельера Лопаткина эта мысль была естественна с самого начала. Стараться витиевато вписать свое имя в историю, окружать свой имидж ореолом сплетен, толков и придыхания – нет. Трансформировать действительность, преображать людей, а не страницы учебников и модных журналов, шаг за шагом, с помощью ножниц и ткани, – да. Вполне возможно, что именно от этого «портновского» желания происходят проникающие в каждую коллекцию идеи непреклонной женственности и провокационной скромности, умеренного консерватизма как ключа к гармонии, платья как основы.
То, о чем Стас говорит, по сути, очень просто, и говорит он просто – как о самой естественной штуке в мире; его легко понять, попробуем прислушаться?

Вокруг
Для Стаса очевидно, что многие модные традиции были затерты советской эпохой, и сейчас приходится «заново изобретать велосипед». Поэтому дизайнер видит важным создание и наличие собственного стиля, как некой сыворотки для развития. Отсюда формальные и достаточно прохладные отношения со всеми ликами китча и экспериментаторства: «Авангард? Это ведь тоже, в самом деле, не ново», и практически ироничный взгляд на постмодернистскую цитацию: если коллекция одного дизайнера смутно напоминает коллекцию другого – это плагиат, а если прошло несколько лет – то это, да, ретроспективизм.

Мастерская Стаса Лопаткина

Как
«Я не могу делать из плохого хорошее», – nota bene Стаса относится к материи: хорошую коллекцию невозможно сделать из некачественного. Шелк, шерсть, хлопок, шифон, атлас он заказывает в Италии. Иногда могут пригодиться и стоковые ткани, оставшиеся от предыдущих коллекций. Важно не то, насколько "актуален" отобранный материал. Оригинальность, считает дизайнер, стоит проявлять в выборе тканей, а именно – "неузнаваемых", нетоповых по расцветке и фактуре.

Мастерская Стаса Лопаткина

Опорный пункт в создании любой коллекции – материал. Потом эскизы, после – конструирование, далее, соответственно, пошив. Чем дальше продвигается работа в мастерской Стаса, тем интереснее за этим наблюдать. Мастерская – это несколько человек, руки которых помогают дизайнеру реализовывать замыслы. Лопаткин принадлежит к числу дизайнеров-экстремалов, исповедуя принцип «чем быстрее, тем лучше». Другой принцип – «каждая вещь как последняя» – позволяет получить в субурном вихре работы получить всё-таки законченное произведение.

Мастерская Стаса Лопаткина

Кто
Стас Лопаткин не отрицает, что для любого художника важно не только образование, но и самообразование. С учителями сложнее: педагог – это не методика, не подход, не знания; это мастер, который наставляет собственным примером.


Будет
Грядущая коллекция дизайнера посвящена русским сказкам. Публика может счесть это данью внезапной тяге к национальному, раскинувшейся в последнее время по всей земле русской, но есть и другая причина. Стас просто очень любит русские сказки и считает их, как ни парадоксально, жесткими. Будет ли жесткой новая коллекция, мы узнаем очень скоро.

Эскизы. Стас Лопаткин

Какой
«Иногда хочется быть на виду, иногда спрятаться» - неоднозначное отношение дизайнера к собственному позиционированию. Единственное, что, кажется, не потеряется в недосказанностях и неоднозначности – это ощущение гармонии, которое Стас ищет как в себе, так и в окружающем мире.


Беседовала и записывала Наталья Сушкова

Комментарии

Читать на эту тему

Адреса магазинов

Stas LopatkinStas Lopatkin
Красивая и женственная одежда петербургского дизайнера Стаса Лопаткина
Адреса в Москве
Реклама