Герои и их антиподы
  • 08.08.06
  • 590

Герои и их антиподы

Все мы в детстве читали "Принц и нищий" или "Король Дроздобород". В этих историях королевские отпрыски, по желанию или волей судьбы, оказывались в шкуре самых обездоленных подданных своих родителей. Став постарше, мы забываем эти книжки. Может быть, из-за их счастливого конца.



Даже первый, оголтело-пубертатный опыт столкновения с реальностью, заставляет сделать выводы о том, чем жизнь отличается от сказки. Уже на этом этапе одни из нас перестают верить в то, что благополучный финал возможен, а другие начинают его бояться.

Герои.

Безусловно, грустно осознавать, что за ошибки молодости приходится платить, что «невинные» шалости, порожденные естественным желанием показать родителям кто тут взрослый, могут обернуться серьезным геморроем. Однако в нашей культуре существует проверенный способ поддерживать всех, кто нуждается в надежде на лучшее. Всемирная фабрика грез ежегодно производит бесчисленное количество кино и бумажной продукции, предлагающие вариации развития сюжета «блудный сын», среди которых практически каждый может найти что-то близкое его собственным переживаниям, прослезиться, проникнуться надеждой на счастливый исход и смириться с тяготами повседневности.

Главное, невзначай не наткнуться на странный вариант, вроде «После работы» М. Скорсезе, «Диких сердцем» Дэвида Линча или «Нечто дикое» Джонотана Демма, в которых, цитируя гениального кинокритика Д. Добротворского, «Фасад благополучия и процветания оказывается муляжом», а «Колодец, сквозь который яппи Алиса проваливается в страну чудес, подстерегает за любым углом, за любым поворотом».

После просмотра таких фильмов неокрепший, социально нестабильный подросток может испугаться и, отказавшись от попытки вернуться в родное гнездо или стремления построить по его образцу собственное, начать искать возможность другого, непонятного выбора, о существовании которого ему, кажется, забыли сообщить.

Герои голливудского и окологолливудского кино демонстрируют массу возможностей обрести мир в доме и кейс с деньгами в придачу, благодаря верности своей второй половине (или ее безнадежному поиску), нежным, хоть и неоднозначным чувствам к родителям и, естествено, патриотизму и прижившейся в спинном мозгу вере в главного ее защитника – президента. При всей необоримой благодати подобной этики и сладости плодов добронравия, откуда-то берутся чертинейджеры, которые делают все наоборот.

Антиподы.

Прежде чем искать вторую половину они считают необходимым осмотреться и эмпирическим путем разобраться с тем, что такое секс, а разобравшись, с готовностью делают ручкой не только родному порогу, но и всем идеалам и правилам, старательно привитым в гнезде.

Оказавшись в свободном полете, они скоро осознают неизбежность приземления, поскольку махать крыльями бесконечно не может даже орел, не говоря уж о желторотом галчонке. И вот тут-то и наступает час икс. Оказавшись в неведомых далях, некоторые из них поступают подобно Розе, героине «Титаника» Джеймса Камерона, над которым в конце 90-х победно сомкнулись волны банкнот. С юношеским энтузиазмом они начинают вить гнездо по типу родительского и, умудренные опытом, готовы удовольствоваться сытой обывательской судьбой, взамен навек потерянного блеска дворцов. И становятся тем исключением, которое только подтверждает правильность голливудской логики. Другие же, те кому ветер свободы особенно сильно ударил в голову, ведут себя как ворона из старого мультика про домовенка Кузю, которая, обожравшись колдовского зелья, орет на весь лес: «Куда хочу, туда лечу!»

Дальнейшее развитие событий для тех, кто вовремя не опомнился, может быть самым разнообразным, – все зависит от степени одаренности. Но два, пожалуй, самых характерных крайних варианта, описаны в фильме «Жидкое небо» Славы Цукермана и трилогии Ларса Фон Триера «US for America». Слава Цукерман, с никем не повторенной виртуозностью создал мир мутантов модной помойки. В его спектре цветов и силуэтов невозможен только один – благолепный буржуа. Центральная фигура фильма, модель Маргарет, заключила сделку с инопланетянами и ее любовники умирают во время оргазма. Во второй половине фильма она показывает свои старые фотографии – девочка из благополучной семьи, учившаяся в дорогом колледже. У нее было свое понимание прекрасного, значительно отличающееся от родительского. Она стала моделью и все желают ее тело. Значит, те, на кого у нее хватит сил, умрут.

Героиня трилогии «US for America», убегает от своего отца гангстера и пытается своими руками изменить мир. Ничего хоошего из этого не получается и, для того, чтобы довести дело до конца, ей приходится убивать. Сложно сказать, что ждет Грэйс в последней части трилогии, но исходя из логики творчества Фон Триера, можно предположить, что хэппи-энда не будет.

Эти два сюжета кажутся никак не связанными. Но, если задуматься, разница в образах и судьбах героинь определяется только тем, в какое время и где родиться. Достаточно попробовать поменять местами эти два характера, и станет очевидным, что в принципе, они если и не близнецы, то как минимум родные сестры. Какой бы стороной не упала монетка эпохи, опыт, полученный в результате сознательно губительного выбора, роднит одно – подобно дефлорации, он необратим.

Художники, создающие образы таких безумных ворон, отличаются от своих коллег, утешающих зрителя сладкой сказкой как минимум тем, что не лгут в финале. При всей фантасмагории или схематизме образов, логика их мысли предельно реалистична. Каждый, представив себя на месте Маргарет или Грэйс, понимает, что сделай он аналогичный по сути выбор, с ним случилось бы то же самое. В то время как счастье героев американской мечты возможно только в пространстве фильма, хоть они и претендуют натужно на знание правды жизни.

Рита

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама