«Адмиралтейская игла»: мода как эксперимент и кузница кадров
  • 10.10.06
  • 696

«Адмиралтейская игла»: мода как эксперимент и кузница кадров

Международный конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская игла» - солидное событие для студенческого модного творчества, часто радикального и яркого. С 1995 года конкурс (более верный статус события, где раздают призы) проводится в Петербурге Госуниверситетом технологии и дизайна.


Десятки юных модельеров из России, стран СНГ и немного – из «дальнего зарубежья», представляют на суд именитого жюри коллекции одежды, а также аксессуаров, обуви, головных уборов.


Одни коллекции демонстрируют на диво грамотные цвета и крой, другие пошиты наспех и трогательно. Какие-то начинающие дизайнеры прагматично следуют текущему европейскому прет-а-порте, у кого-то – креатив за гранью добра и зла (впрочем, по поводу названия фестиваля все возможные шутки уже пошучены, так что воздержусь). Оценивают полёты дизайнерской мысли люди именитые: в состав жюри входили Вячеслав Зайцев, Лилия Кисиленко и другие, вплоть до заезжих селебритиз вроде Пако Рабанна. О Владимире Бухиннике, бессменном руководителе «Иглы» стоит сказать особо. Доцент кафедры дизайна костюма в университете технологии и дизайна, театральный модельер, «король авангарда», сшивший пиджак Брайану Ино. Колоритная личность. Конкурс существует именно в таком формате только благодаря нему.


Различные направления дизайна с определённого момента развели по трём номинациям – Pret a porte Diffusion (повседневная одежда), Pret a porte De Luxe (одежда для выхода в свет) и Avantgarde («самые смелые фантазии, которые невозможно применить в реальности»). Идея разумная, хотя, забавно было бы наблюдать, как на подиуме вдруг, да и столкнутся условный офисный пиджачок с уморительной конструкцией из резины и скотча.


Под номинации каждый год выдумываются красивые и мудрые концепции. В этом году, на 12-й «Адмиралтейской игле» предлагают дословно следующее. Прет-а-порте Diffusion называется «Фойе» (именно в этом месте дресс-код особенно важен). На этот раз дизайнеров призвали «подумать на тему классического английского костюма и маленького черного платья, ведь это универсальная одежда, уместная в течение всего дня». «Люкс-раздел» – разумеется, «V.I.P.» - берёт на вооружение «фрак и смокинг, визитку, бальные, свадебные, вечерние и коктейльные платья, карнавальный и этнический костюм», легитимируя, значит, благородной историей костюма скромное обаяние буржуазии. Наконец, самую любопытную номинацию – авангардную – в этом году сопровождает слово «Вакуум», «чистый лист, который хорош тем, что может быть заполнен всем чем угодно по воле автора. Это тот раздел моды, который еще никем не создан». В числе вдохновляющих молодых творцов одежды направлений указаны «кубизм, сюрреализм, беспредметное искусство, поп-арт, концептуализм, хеппенинги, перформансы», и даже упомянуто упоительное безобразие под управлением Эндрю Логана – конкурс «Альтернативная Мисс Мира».


Не умаляя попыток создавать «носибельные», приличные вещи, скажем всё-таки, что дух «Иглы» – конечно, в этом самом авангардизме-хеппенинге. Немыслимые остроконечные шляпы, на которые, вероятно, заставят в аду вечно смотреть Филиппа Трейси. Наделавшие известного шуму мужские брюки-колокола, похожие на такие странные юбки. Плоды противоестественного скрещения одежды с мебелью – привет Хуссейну Чалаяну. Вечнозелёные сны о киберпанке. Безумные образы, созданные из кинопленки. Показы, где психотический индастриал (или, напротив, баховская фуга) из колонок в концептуальном отношении важнее дизайна одежды. В общем, всё то, что упомянутый Слава Зайцев лет 10 назад пренебрежительно назвал «околомодьем» (ответные реплики тусующегося «околомодья» не приводим).


Когда говорят, что «Адмиралтейская игла» - ещё и модная «путёвка в жизнь», вспоминают нескольких питерских модельеров, но в первую очередь, понятно, фэшн-звезду Алёну Ахмадуллину. Алёна победила в конкурсе 2000 года. Тогда журналисты называли сложную работу Ахмадуллиной с различными тканями, фактурами, цветами новомодным словечком «фьюжн» (которое спустя пять лет затёрто до окончательного безобразия). Уже через год, поездив по Европе и пройдя стажировку у Парфёновой, немногословная и не по годам зрелая Ахмадуллина сделала «взрослую» коллекцию «И так будет с каждым», посвящённую Гойе, с репродукциями гравюр на ткани.


Другой занятный персонаж из лауреатов «Иглы» – 16-летний вундеркинд Давид Кома – впечатлял жюри пару лет, начиная с 2001-го. Для студенческого же конкурса творчество Давида, провокативное и сексуальное, оказалось точным попаданием. Привлекали внимание уже названия конкурсных коллекций – «Всё о моей матери» и «Оргазм кастрата». И сразу из огня да в полымя: весной следующего, 2002-го, юное дарование пригласили в пафосное Дефиле на Неве.


Продуманный старт карьеры и весёлый лузерский азарт, тонкое отражение текущей моды и почти шизоидное уже самовыражение – всё это перемешано в таком хаотическом и вместе с тем полезном мероприятии, как конкурс молодых модельеров. Разумеется, в основном это такие игры в моду. Причём не только потому, что мы в России. Нестойкое очарование самодеятельности есть во всех подобных соревнованиях по всему миру. Просто их там в десятки раз больше. Конечно, у нас есть и «Русский силуэт», и какие-то невнятные смотры в Манеже, но коллекции на них представлены почти одни и те же. Так что «Адмиралтейская игла» – уважаемое событие, в некотором роде не имеющее конкурентов. Убедиться в очередной раз в этом можно будет с 21 по 25 ноября.


Kilt


Фото с официального сайта "Адмиралтейской иглы"

Комментарии

Читать на эту тему