Occasional Art Vol.2
  • 23.03.12
  • 1877

Occasional Art Vol.2

Вслед за строительством Хрустального дворца в Лондоне на ЭКСПО 1851 года возникла традиция создания сооружений, символизирующих Всемирные выставки. Одним из таких символов стала Эйфелева башня в Париже, которая лишь по счастливой случайности превратилась в главный символ города

Если подсчитать, сколько негодующих писем было написано в адрес создателя Эйфелевой башни, то башня из этих писем получится не менее внушительных размеров.

img26541.jpg

В 1889 году в Париже праздновали сразу два события: Всемирную выставку, проходившую в Париже уже в четвертый раз, и столетний юбилей Великой Французской революции (1789). Символом этих событий должно было стать грандиозное, помпезное сооружение, способное в буквальном смысле затмить павильоны других стран и показать техническую мощь Франции. 

img26542.jpg

В течение четырех лет французские архитекторы и инженеры предлагали организаторам выставки всевозможные проекты. Победителем стал архитектор Гюстав Эйфель, прославившийся строительством каркаса для Статуи Свободы в порту Нью-Йорка, 18 мостов и 31 виадука. Заслуженная репутация архитектора с легкостью обеспечила ему победу на конкурсе. А ведь среди заявленных работ были весьма оригинальные предложения. Например, огромная гильотина, размером с ту же Эйфелеву башню, символизирующая достижения революции.

Гюстав Эйфель

Гигантская железная башня с обнаженным каркасом шокировала публику и вызвала бурю протестов со стороны просвещенной интеллигенции.

img26548.jpg

Выдающиеся французские писатели забрасывали мэрию города письменными протестами против строительства башни. Негодование дошло до того, что в 1887 году в газете Le Temps было опубликовано коллективное письмо от имени 300 писателей и художников (в их числе были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан, поэт Поль Верлен, композитор Шарль Гуно), адресованное директору выставки месье Альфану с просьбой немедленно демонтировать башню, которая позорит архитектуру города:

"... Мы, страстные любители до сих пор ещё не тронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории".

Зато среди посетителей выставки Эйфелева башня побила все рекорды по посещаемости. За время работы экспозиции ее посетили 2 млн. человек. Да и "враги" башни любили посидеть в ресторанчике на одной из ее террас. 

Эйфелева башняРесторан на Эйфелевой башне "Жюль Верн"

На вопрос Ги де Мопассану, почему тот всегда обедает в ресторане Эйфелевой башни, литератор обычно отвечал: "Это единственное в Париже место, откуда башню не видно".

Вид с Эйфелевой башниВид с Эйфелевой башни

Но выставка закончилась, гости разъехались. На протяжении 20 лет, отведенных башне на существование, "гигантская фабричная труба", как называли ее негодующие враги, стояла никому не нужная.

img26549.jpg

По сложившейся традиции, после проведения Всемирной выставки все павильоны и временные сооружения предписывалось снести. Эйфелева башня, не обладавшая никакой утилитарной функцией, попала в этот список. Башню стал спасать предприимчивый Гюстав Эйфель. Так, одного из своих врагов, Шарля Гуно, он запер на вершине башни и не выпускал, пока композитор не написал целый концерт, впоследствии получивший название "Концерт в облаках".

Эйфелева башняПосетители на террасе первого этажа Эйфелевой башни (1889-1890 гг.)

Башню удалось спасти. Но вовсе не из любви к искусству. Об "архитектурном памятнике" или произведении искусства не было и речи. Башню оставили… для военных целей. Она стала идеальным проводником для телеграфной, а позже - и радиосвязи. А вскоре ажурная конструкция буквально потонула под всевозможными антеннами и проводами.

Эстетическую ценность башни заметили лишь в конце прошлого века. Сегодня Эйфелева башня выдерживает паломничество 2 млн. туристов в год. И кто бы мог подумать, что самый знаменитый и красивый символ Парижа смог выжить лишь потому, что крупной прибылью осел в карманах чиновников.

Эйфелева башняТерраса на вершине Эйфелевой башни

Комментарии

Читать на эту тему

Одиннадцатый SKIF
  • 13 апреля 2007

Одиннадцатый SKIF

Светлана Петрова
  • 04 декабря 2008

Светлана Петрова