Польско-русская выставка "Рисовать"

Польско-русская выставка "Рисовать"

с 2.11 по 28.12

Anna Nova Art Gallery

"Рисовать" - это проект, представляющий основные тенденции в современном искусстве Польши и России через призму такого медиума, как рисунок

Проект разделен на две секции - польскую, которая относится к нео-сюрреалистической, "инсайдерской" волне; и российскую, которая полностью связана с новым ангажированным движением, активизмом.

Подъем критического искусства в Польше произошел в начале нулевых, после чего образовался вакуум, в котором художники нового поколения пытаются переосмыслить свою роль в художественном процессе. Многие из них обратились внутрь себя - но с разными задачами и мотивацией. Одни в буквальном смысле уходят от реальности ( "уставшие от реальности" или "над-надреалисты") и, постулируя позицию тотального отчуждения от общества, пытаются спрятаться от его разрушительного влияния. Это искусство занимается исследованием собственного внутреннего мира, не анализируя, а лишь констатируя сам факт его существования."Уставшие от реальности" часто обращаются к живописи, рисунку, скульптуре как к основным медиа. Для них имеет большое значение позиционирование своего течения в контексте польского и мирового художественного процесса, они говорят о новой ступени в развитии искусства / М.Карпиньска, А.Панек /.

Другая категория художников ―это те, кто рассматривает внутренний мир как активную часть реальности. Их, также как и представителей критической волны, интересует прежде всего человек, его тело―физическое и духовное, его мотивации и роль в обществе. В ангажированном дискурсе они больше не видят прежней радикальности. Его «надоевший» формат конца 90-х и начала нулевых, когда провозглашался конец живописи и рисунка, заставляет таких художников использовать именно эти непопулярные в среде активистов медиа. Но через абстрактную форму они зачастую выражают конкретную критическую позицию /З.Грамц, Р.Литва, Т.Мроз/.

Среди участников выставки не только "над-надреалисты" и критические "инсайдеры". Есть также очень нетипичные для критического формата работы ангажированных художников, начинавших в 90-х годах /З.Янин, Я.Малиновски/; рисунки Роберта Мачеюка, живописца, который создает свой непохожий ни на что мир. Но художник не скрывается в нем от реальности - он скорее ведет с ней диалог. Роберт Мачеюк не изображает внешний мир, а пишет его портреты.

Мы также показываем работу Конрада Смоленьского, мультимедийного художника, работающего прежде всего со звуком, видео.

Тогда как Польша в течение 70 лет открыто боролась за капитализм, имея перед собой социалистического оккупанта - Россию, левое движение здесь всегда воспринималось как чужое, искусственное. Кроме того, в Польше существует четкая граница между художниками и активистами и, по сути, даже классическое критическое искусство далеко от того, что считается критическим в понимании многих российских художников.

В Польше - это искусство, которое прежде всего обратилось к проблеме тела и его взаимодействия с контекстом власти и дисциплины в современной культуре.

В России ситуация немного другая, - во-первых, к левой мысли нет такого предубеждения, как встранах бывшего соц. лагеря. В художественной среде считается, что если ты не включен в политическую борьбу, то находишься "по другую сторону баррикад", поддерживая существующий строй своим безразличием и давая использовать себя власти.

Во-вторых, ангажированное искусство в России провоцирует совсем другую целевую аудиторию - и другими методами.

Одним из основных художников, которые радикально выступили против существующей системы ценностей, стал Авдей Тер-Оганьян. Его акция "Юный безбожник", которую совместно со своими учениками из Школы Современного Искусства Тер-Оганьян провел в московском Манеже в 1998 году, стала первой в России художественной акцией, которой власти предъявили обвинение по статье 282 УК России - оскорбление религиозных чувств верующих, после чего художник был вынужден просить политическое убежище в Чехии.

Можно сказать, что практически все художники, участвующие в проекте с российской стороны, были учениками Школы Современного Искусства Авдея Тер-Оганьяна, участниками сообщества Радекискайп-клуба, который Авдей Тер-Оганьян инициировал несколько лет назад.

Большинство этих художников объединяет идея работы в группе, и это полная противоположность тому, что происходит в польской среде, где практически все предпочитают работать индивидуально.

Общим знаменателем для польских и российских участников выставки является рисунок и все, что связано с этим медиумом, а также время, в котором работают художники. Но процессы, происходящие сейчас в художественной среде двух стран идут в разных направлениях, и этот контраст становится все более ощутим.

Катя Шадковска

Участники проекта с польской стороны:Зофия Грамц, Магдале на Карпиньска, Ружа Литва, Яцек Малиновски, Роберт Мачеюк, Томаш Мроз, Анна Панек, Конрад Смоленьски, Зузанна Янин.

С российской стороны: Александра Галкина, Виктория Ломаско, Иван Бражкин,Антон Николаев, Анастасия Потемкина, Авдей Тер-Оганьян, Давид Тер-Оганьян, Света Шуваева, Игорь Шуклин.


Комментарии