С 30 ноября по 10 декабря в Молодежном образовательном центре Эрмитажа проходила выставка "Офис" московской арт-группы ABC (Art Business Consulting).
На фотографиях – прямоугольное пространство из матового стекла, в котором размещены люди. Они корчатся, вдавливают руки в полупрозрачные стены, сжимают кулаки и в целом выглядят крайне несчастными. Название выставки – «Офис», недвусмысленно дает понять, о чем речь. Судя по тому, что люди в этом пространстве явно чувствуют себя неуютно, ясно, что авторы хотят сказать, что там всем плохо. Очень плохо. Попытавшись объяснить, как именно и почему плохо, Art Business Consulting прибегли к заслуженной клаустрофобной тематике. Это сразу же дает понять зрителю, что фотографии несут в себе глубокий психологический смысл.
Работы Art Business Consulting очень американские. Способ отображения пространства офиса через акцентирование безликих холодных пространств, в сочетании с ощущением удушья и пуританской черно-белости людей, скованных офисной униформой, недвусмысленно отсылает к реалиям Нью-Йорка, Силиконовой долины или корпорации Майкрософт. И творчество художников, которые живут в этой реальности и творят для своей аудитории, также с этой реальностью знакомой не понаслышке, вполне оправдывает себя как социальный проект, рассчитанный на определенную прослойку.
Однако для данной серии работ, недвусмысленно претендующей на социальный контекст, этого явно недостаточно. Судить столь категорично позволяет то, что работы, цель которых – отражение социальной реальности, предельно от нее далеки. Полупрозрачные стены из дорогого стекла, мужчины в безликих, но недешевых костюмах, с зубами, голливудская улыбающаяся белизна которых просвечивает даже сквозь фирменный матовый пластик – все это может вызвать у местных офисных служащих зависть и недоумение: «Чего этих пижонов так раскорячило?».
Впрочем, по здравом размышлении, выставка и не должна представлять художественной ценности. В головах креативщиков, создателей работ, безнадежно перепутались представления об искусстве и самовыражении. Самовыражение – это творчество, которое позволяют себе люди, обслуживающие бизнес в свободное от работы время. Сам факт наличия такого творчества, вне зависимости от его внутреннего наполнения, является для фирмы некой дополнительной рекламой, свидетельствует о профессионализме и творческой жилке работников. Выставка «Офис», если рассматривать ее как рекламный проект, вполне себя окупит, и рассуждения о ее художественном смысле всего лишь один из доводов, чтобы придать этой рекламе убедительности.
Рита
Читайте так же на be-in :
Презентация «Точной покупки»
Black & White Party
Комментарии