Два фильма Лени Рифеншталь
  • 22.03.07
  • 2112

Два фильма Лени Рифеншталь

Два фильма Лени Рифеншталь: «Коралловый рай» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)»

Подводные впечатления
(Коралловый мир)

Режиссёр: Лени Рифеншталь
Производство: Германия-Намибия, 2002
Жанр: документальный

Лени Рифеншталь в Судане
(Мечты об Африке)

Режиссёр: Рэй Мюллер
Производство: Германия-Намибия, 2002
Жанр: документальный

Картина Лени Рифеншталь «Подводные впечатления» вольно переведена прокатчиками как «Коралловый мир» (под таким названием она идет в Доме Кино), а «Мечта об Африке» в оригинале звучит как "Лени Рифеншталь в Судане", и автором ее является известный документалист Рэй Мюллер (что в афише Дома Кино даже не упомянуто).

Рифеншталь - режиссер со скандальной славой; ее творчество заставляет замирать то ли от восторга, то ли от тихого ужаса, вызывает горячие дискуссии и зарождает благодатную почву для самых противоречивых оценок. А после личного присутствия девяностовосьмилетней Рифеншталь при показе картин "Триумф воли" и "Олимпия" в июне 2001 года в Петербурге (прямо в канун 60-летия со дня начала войны), ее имя знает чуть ли не каждый школьник. В интервью, включенном в картину «Мечты об Африке», режиссер, столь любимый Гитлером, признается, что, повстречай она его теперь, в наши дни, заколола бы собственной рукой, но с болью утраты, как если бы стала убийцей собственного сына. Предполагала ли Лени Рифеншталь, выполняя политический заказ фюрера и снимая шестой партийный конгресс партии в Нюрнберге, с кем заключает сделку и чем обернется это для нее спустя всего несколько лет? Всю жизнь она будет отрицать свою причастность фашизму, утверждая, что творила лишь ради искусства.

Как бы то ни было, картина «Подводные впечатления», последняя работа художницы, - настоящее произведение искусства, бессюжетное повествование о причудливой жизни подводного мира, ослепительном разнообразии его красок и форм; этакий незамутненный взгляд с морских глубин. Медитативный рассказ кинокамеры, сопровождаемый ненавязчивой, почти фоновой музыкой.

Случалось ли вам когда-нибудь наблюдать, как рыба-скат увлекает за собой целый хоровод себе подобных? А чего стоят несколько жутковатые кадры хрупкого, креветкообразного существа, будто что-то выскребающего тонкими длинными лапками из зевающей, полной острых зубов пасти огромной рыбы.

Но, главное, вся команда Кусто может спать спокойно, когда сама Рифеншталь выплывает из-за рифов с фонарем в руках, подчеркивая не только связь мира человеческого и природного, но и свою любовь ко всему живому. В предисловии она обратится к человечеству с просьбой сохранить красоту коралловых рифов. Так ли уж искренен ее порыв, будут гадать критики, или же ею движет естественное желание доказать, что на этот раз она - вне всякой идеологии?

И что знаменует собой ее нежная дружба с нубийцами, пластичные тела которых она с таким восхищением фотографирует и танцы которых запечатлеет ее кинопленка? Искренняя привязанность и благодарность за великодушный прием, заставляющие режиссера несмотря на гражданскую войну посетить эти племена вновь спустя 30лет? Попытка оправдать себя перед зрителем?

Лени Рифеншталь - фигура чрезвычайно противоречивая. Будучи гением монтажа, она однако, не смогла реализовать свой талант до конца, поскольку заплатила высокую цену за сотрудничество с нацистской Германией. Лишь спустя десятилетия пропагандистских «Триумфа воли» и «Олимпии» ей разрешили снимать. Но морская вода даже самых редчайших глубин мира не смоет грехов ее прошлого.

Асташкина Нина

22.03.2007

Лени Рифеншталь: фильмы «Коралловый мир» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)».

Лени Рифеншталь: фильмы «Коралловый мир» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)»

Лени Рифеншталь: фильмы «Коралловый мир» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)»

Лени Рифеншталь: фильмы «Коралловый мир» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)»

Лени Рифеншталь: фильмы «Коралловый мир» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)»

Лени Рифеншталь: фильмы «Коралловый мир» и «Лени Рифеншталь в Судане (Мечты об Африке)»

Также читайте в журнале BE-IN:

«Фландрия»

Аки Каурисмяки. Последний Романтик

Чемоданы Тульса Люпера. Часть 1: Моабская история

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама