Кино недели: "Один день" Лоне Шерфиг
  • 19.08.11
  • 1110

Кино недели: "Один день" Лоне Шерфиг

Мелодрама по одноименному британскому бестселлеру про дружбу, которая трагически заменяет любовь
 

Кино недели. Один день

Только что получившие университетские дипломы Эмма и Декстер 15 июля 1988 года, напившись, проводят вместе ночь. Но на утро решают не ввязываться в бессмыслицу преходящей телесной страсти, а, наоборот, преданно дружить - во что бы то ни стало ежегодно проводя вместе именно этот день. Проходит двадцать лет, с течением которых их судьбы претерпевают поучительные метаморфозы: он, являясь в общем и целом обыкновенным мудаком, переживает классическое падение с высот телевизионной карьеры навстречу жизненному краху; она, в награду за прозябание на лузерской работе, становится известной писательницей. Каждый год встречаясь и глядя, как работает над ними время, друзья-влюбленные начинают понимать, что ничего желаннее и серьезнее этих оговоренных встреч у них нет и не будет.

Пара-тройка клише поколенческой мелодрамы, а также не то чтобы с ума сойти какой новаторский сюжет (редкий критик не написал о "Когда Гарри встретил Салли") уравновешиваются стараниями играющих главных героев Энн Хэттауэй и Джима Стерджесса (докер Джуд из рок-мюзикла Джули Тэймор "Сквозь вселенную"); к тому же здорово наблюдать, как одна из застенчивой инди-герл превращается в неизбежный образец вечной женственности, а другой теряет апломб и приобретает некоторую потрепанность, уместную для романтического персонажа.

Кино недели. Один день

Литературный первоисточник фильма, роман Дэвида Николлса, завоевал серьезную популярность не только бесконечной темой любви с препятствиями, но и неслащавой интонацией, вниманием к разным деталям меняющейся эпохи и, хоть это дано в книге вскользь, оригинальным взглядом на современные сексуальные и гендерные предрассудки. Датчанка Шерфиг (чей пока лучший фильм - "Итальянский для начинающих", самая человечная и пресная из картин ниспровергательского течения "Догма-95") в экранизации смягчила некоторые моменты: в итоге получилась та не вызывающая изжоги смесь нарядного ромкома и смутного подобия экзистенциальной драмы про зыбкость всего на свете, что и является "умной мелодрамой" - крайне сегодня редким зрелищем, одновременно и не тупым, и не вызывающим желание, выйдя из кинотеатра, немедленно покончить с собой.


 

Фильм "Один день" в прокате - с 18 августа.

Еще три фильма о проблематичной любви:

37, 2 градуса по утрам, реж. Жан-Жак Бенекс, Франция, 1986

История корткого, но бурного романа писателя-неудачника (Жан-Юг Англад) и загадочной шизофренички (Беатрис Даль) - настоящая поэма о "прекрасных неудачниках" и самый мощный фильм режиссера Бенекса, которого критики 80-х назначили одним из предводителей (наряду с Караксом и Бессоном) французской "новой новой волны".

37, 2 градуса по утрам
 

Головой о стену, реж. Фатих Акин, Германия, 2004

Двадцатилетняя Сибель и сорокалетний Кахит знакомятся в клинике для спасенных самоубийц и договариваются пожениться и жить вместе без всяких отношений - чтобы от них наконец отстала турецкая родня. Кажущийся в самом начале рассказом о радостях и горестях иммигрантской общины, фильм немецкого турка Акина под аккомпанимент Birthday Party оборачивается сильнейшей, сокрушительной мелодрамой о том, что любовь побеждает, когда уже слишком поздно.

Головой о стену


Блю Валентайн, реж. Дерек Кьянфрас, США, 2010

Виртуозная в деталях и довольно беспощадная картина (название подарено песней Тома Уэйтса) о том, что "время разрушает все", что любовь, какой бы она ни была сильной, способно подточить что угодно: кривой быт, социальное тщеславие, начальная стадия алкоголизма, наконец. Распад семьи подчеркивается флешбэками, где герои юны, красивы и все у них впереди. Мишель Уильямс и Райан Гослинг с впечатляющей для голливудских артистов последовательностью играют женский конформизм и мужское безволие соответственно.

Блю Валентайн

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама