Кино недели: "Железная леди"
  • 02.03.12
  • 1625

Кино недели: "Железная леди"

Святочный рассказ про старушку, похожую на Маргарет Тэтчер; "Оскар-2011" Мэрил Стрип за лучшую женскую роль. Плюс еще три фильма о правых политиках

Наши дни (точнее, 2008 год): 83-летняя баронесса Тэтчер (Мэрил Стрип) живет под надзором дочери и сиделок, сражается с подступающим старческим маразмом и общается с разговорчивой галлюцинацией в виде покойного мужа (Джим Бродбент). Жизнь самого одиозного премьер-министра Великобритании теперь состоит главным образом из воспоминаний. На экране появляется юная, но целеустремленная Маргарет (Александра Роуч), с горящим взором внимающая речам отца-бакалейщика о преимуществах свободного рынка. Затем, в кратких флэшбэках, фильм проносится по основным вехам ее карьеры: многообещающий провал на первых выборах, удача на вторых, пост министра просвещения, советы имиджмейкера поменять прическу и перестать визжать, кабинет на Даунинг-стрит, закрытие шахт, фолклендская война, интриги внутри родной партии, почетная отставка.

Крайне благопристойное, фаршированное всевозможными сентиментальными клише житие, снятое режиссером Филлидой Ллойд ("Мамма миа!") по сценарию Аби Морган ("Стыд"), ничего нам не говорит о содержании и смысле драматического периода не только британской, но и мировой истории, ставшего возможным в том числе усилиями лидера консерваторов. Это та самая Тэтчер, которую свободная пресса обзывала "гиеной", политика которой вполне резонно выражалась фразой одного из оппонентов "чтобы богатые стали богаче, а бедные — беднее", на яростной ненависти к которой выросли герои британской современной культуры (от писателя Джонатана Коу до иконы брит-попа Джарвиса Кокера). В фильме все эти неудобные аспекты вынесены за скобки или в лучшем случае мелькают разнузданными газетными заголовками. Единственная слабенькая идея здесь, между тем, откровенно сексистская: чтобы "пробиться наверх", Мэгги ведет себя как "супермужчина", принимая жесткие решения, при этом, однако, не забывает помыть дома посуду и хранит верность каблукам и брошкам.

Конечно, смотреть этот проходной байопик будут ради Мэрил Стрип, на днях награжденной своим третьим "Оскаром". То, что Стрип выдающаяся актриса, — прямо скажем, далеко не новость. Играть ей в "Железной леди" особенно нечего, если не считать пары сцен, когда артистка привычным профессиональным мастерством нарушает снотворный ритм картины. Забавное совпадение: в какой-то момент ее Тэтчер кажется очень похожей на сыгранного Мэрил Стрип в чудесном мини-сериале "Ангелы в Америке" призрак Этель Розенберг — которую реальная, ныне все еще живая "железная леди", наверное, воскресила бы только ради того, чтобы снова казнить.

"Железная леди" в прокате с 1 марта.

Еще три фильма о правых политиках:

"Никсон", режиссер Оливер Стоун, 1995

Подробная история бесстыдства Ричарда Милхауза Никсона и справедливого за него возмездия в виде Уотергейта. Леволиберальный манипулятор Оливер Стоун не жалеет черных красок и дерзких версий (например, о причастности 37-го президента к убийству 35-го, Джона Кеннеди), Энтони Хопкинс, по обыкновению мастерски, играет недалекого, но хорошего парня, которого развратила власть.

"Видеократия", режиссер Эрик Гандини, 2009

Документальный шедевр Эрика Гандини имеет в виду не биографию Сильвио Берлускони, а вообще ту новейшую эпоху, творцом и символом которой является итальянский премьер-министр и, согласно популярному мнению, ролевая модель Владимира Путина. В фильме рассказаны несколько историй реальных людей, ставших обыкновенными чудовищами (в том числе неофашистскими) благодаря сознательной политике принадлежащих Сильвио масс-медиа.

"Дж.Эдгар", режиссер Клинт Иствуд, 2011

Свежий байопик Джона Эдгара Гувера, директора ФБР с конца 20-х по начало 70-х, душителя свобод, мастера политического сыска, яростного консерватора, мишени либеральных журналистов, латентного гея и спорадического трансвестита. Леонардо Ди Каприо потрясающе выглядит в возрастном гриме. Фильм Иствуда в целом выстроен так же, как "Железная леди" (старый человек окидывает мысленным взором прошедшую жизнь), но, разумеется, результат гораздо тоньше и двусмысленнее.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама