Пока профессор физики Ларри Гопник (типичная еврейская фамилия, никакой связи с позднесоветской субкультурой) радостно объясняет студентам парадокс Шредингера, жизнь проводит свои эксперименты
Студент подкладывает взятку и пророчески исчезает. Сосед-антисемит строит козни. Невменяемый брат оккупирует туалет, дочь по этому поводу несколько дней подряд пропускает школу, поскольку не может уложить волосы. Сын курит марихуану и тихо ворует деньги из кошелька. Жена давно нашла герою замену в лице старого друга и настаивает на разводе. Старый друг, в свою очередь, сочувствующе сжимает Гопника в объятиях всякий раз, как заводит речь о переселении Ларри в мотель.
Ларри сам оказывается котом Шредингера — живым и мертвым одновременно, случайным заключенным в коробке необъяснимых вибраций. И пусть эксперимент можно рассматривать с точки зрения кота, это мало что меняет. Объяснить реальность невозможно. Неопределенность и хаос всегда были основными ингредиентами творчества Коэнов. Одни критики говорят сейчас о возвращении стилистики «Фарго» и «Большого Лебовски», другие сравнивают новых Коэнов с Тарантино и Вуди Алленом на пике их славы.
При этом Коэны в сравнениях не нуждаются, а в «Серьезном человеке» достигают того уровня самодостаточности, когда объектом пародии становится что-то предельно личное и родное. Все действие картины разворачивается в пригороде Миннеаполиса, где братья провели детство и познали прелести типичной жизни маленького городка. «Серьезный человек» - их самый автобиографичный фильм, комедия изнутри, карикатурный портрет прелестей американской мечты глазами еврея. Современная философская притча с прологом, который тоже в свою очередь является притчей; поиск бога в пустом доме с крайне серьезным выражением лица, готовым вот-вот расплыться в ироничной улыбке.
Вот Гопник идет с проблемами к раввину, где выясняет, что бывают вещи куда более запутанные. Что делать, к примеру, если ты стоматолог и вдруг видишь буквы на зубах пациента, складывающиеся в надпись «помоги мне»? Конечно, расслабиться, — разведет руками раввин, - и продолжать творить добро.
По-настоящему раздражает в «Серьезном человеке» его визуальная безупречность, стройная слаженность кадров, глубины и резкости. В тот самый момент, когда уже смиряешься с гармонией коэновского сказания и начинаешь получать почти наслаждение от неспешного ритма и выглаженных ракурсов, финальный аккорд холодным душем разбивает это неспешное погружение в кинематографический рай. Меньше всего ждешь неожиданностей, и вдруг весь аккуратный набор предшествующих знаков, дополненный выверенной картинкой, ураган сносит в секунды.
Недаром говорят: хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
Серьёзный человек/A serious Man
год: 2009
страна: США, Франция, Великобритания
режиссер: Итэн Коэн, Джоэл Коэн
сценарий: Джоэл Коэн, Итэн Коэн
продюсер: Тим Беван, Итэн Коэн, Джоэл Коэн
оператор: Роджер Дикинс
композитор: Картер Бёруэлл
жанр: комедия, драма
Комментарии