Искусство малой кровью
  • 25.08.09
  • 210

Искусство малой кровью

Биеннале «Диалоги-2009»: польский видео-арт, голландский трибьют Малевичу, современный танец, тонны черепицы и затертый контекст.


В Малом Манеже прошлую неделю можно было видеть современное искусство, как его делают и понимают сегодня молодые в основном художники из разных стран – от Польши до Анголы. Текущий контeмпорари арт глядел с холстов и фотоколлажей, многозначительно и мутно мерцал на экранах, пульсировал в постмодерн-танце и выражал себя перформансом (например – видом вывалянных в муке голых людей)

арт-биеннале

Основное внимание, скажем, телевизионщиков досталось трогательно застенчивому кубинцу Умберто Диасу, автору поистине впечатляющей инсталляции «Цунами» - около двадцати тонн черепицы на тысяче квадратных метров тревожно изображали хаос стихии; то ли мегаломанская рефлексия на тему неспокойного для человечества настоящего, то ли безумный невольный маркетинг взбесившегося из-за кризиса рынка стройматериалов.

Это не новость, что многими черствыми натурами на разных арт-биеннале, где современное искусство, чисто количественно, рискует каждую минуту обернуться банальным информационным шумом, внезапно овладевает сонливость – ну, или немедленно хочется выпить грамм 150, не закусывая. Отсюда и затруднения с описанием всего этого мультикультурного разнообразия, особенно если ты хочешь поведать о нем не «профессионалам». Отклики интересующихся искусством блоггеров, к слову, забавно соответствуют бестолковой, бескостной эклектике работ большинства выпускников арт-колледжей; сразу тянет напеть строчку из группы «ОбщежитиЕ»: «слово «эмоция» в нашем лексиконе занимает почетное первое место»

арт-биеннале

Отсутствие сегодня внятного контекста (который не считывается, судя по всему, и кураторами, когда те бывают честны сами с собой), вселяет, с другой стороны, надежду на появление такового в скором будущем – пусть и в неизбежно болезненном, взрывном духе. Сама ситуация, например, в России кажется почему-то красноречивой и как бы застывшей перед броском: когда лауреат премии Кандинского мастерит плакаты дугинским «опричникам», самую понтовую галерею страны открывает главная отечественная it-girl, а современное русское искусство наиболее себя уютно чувствует, украшая интерьеры новиковских ресторанов.

Хочется, конечно, другого сюжета: если не героических 20-х или бешеных 60-х, то хотя бы красочного свинства, подобного нью-йоркской истории середины 70-х, когда Уорхол со свитой таскались к иранскому шаху в консульство, и там вокруг тазов с черной икрой и поп-артовских наглых фейков крутились амфетаминовые арт-упыри и шлюхи обоих полов. Ну, или чего-то подобного московскому акционизму 90-х с его драйвом и отвязностью. Вот и Лиза Морозова на сайте OpenSpace пишет, что по-настоящему молодые и дерзкие у нас сейчас снова проявляют себя как раз в рискованных перформансах и акциях

Так или иначе, впереди – очередной масштабный смотр в виде Московской биеннале (более престижной и показательной, нежели «Диалоги»), может там станет чуть яснее, куда все движется.

Da-seiner

Комментарии

Читать на эту тему