• 21.09.09
  • 1386

Луна 2112 Дункана Джонса

Луна 2112/Moon. Рецензия на фильмРежиссёр: Дункан Джонс
Сценарист: Дункан Джонс, Натан Паркер
В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Мэтт Берри, Робин Чок, Доминик МакЭллигот, Кая Скоделарио, Малкольм Стюарт, Бенедикт Вонг
Производство: Великобритания, 2009
Жанр: фантастический триллер

Холодное, обезличенное пространство внеземной цивилизации. Одинокий луноход аккуратно преодолевает препятствия в виде кратеров и вместе с титрами, буквально разрезающими воздух, исследует другую планету.

Окруженный белыми стенами огромного космического корабля, где есть все удобства и сопереживающий робот-друг, но нет человеческого тепла, астронавт Сэм жаждет возвращения. На Землю, к жене и маленькой дочке, к привычному ощущению своего "я", к устойчивому состоянию сознания. Временные галлюцинаторные картинки являются небольшой помехой на этом пути, но Сэма (Сэм Рокуэл) успокаивает его истекающий трехгодичный контракт. Неизменная фасоль на завтрак, тренажер, видеопослания родных, мягкий вкрадчивый тембр единственного друга (голос Кевина Спейси) - железного робота Герти, выражающего всю гамму чувств различными смайлами. Сэм и сам уже рисует смайлики на стене, чтобы каждый день зачеркивать предыдущий и таким образом хотя бы мысленно приблизиться к дому. И все бы ничего, не случись внезапно аварии, которая, произойдет не то в реальности, не то в сфере символического (обмена и смерти).

Луна 2112. Рецензия на фильм

Режиссер фильма "Луна 2112" - немолодой уже, в общем, дебютант по имени Данкан Джонс оказался сыном Дэвида Боуи и своим философским фильмом склонил голову одновременно перед отцом, "Космической Одиссеей" Кубрика, "Солярисом" Тарковского и, как поговаривают, романами в жанре фикшн 70-ых. Боуи-старший сыграл некогда самого странного в своем очаровании инопланетянина ("Человек, который упал с неба на Землю"), хотя и никак не повлиял на сына; Кубрик первым создал лунную атмосферу стерильного пространства и машину-равноправного участника действия; Тарковский поставил вопрос об однозначности восприятия ребром.

И несмотря на эти общепонятные места и однозначное отсутствие новаторских шагов в области формы или идеи, фильм практически выворачивает наизнанку, задействуя всю область чувственного проникновения в мир другого. Робот (и существование влюбленных Ивы-Валли тому не помеха) вызывает ощущения родом из детства, когда нет, кажется, конца искренности и немалая жертва во имя дружбы так проста и понятна. И лаконичный жест машины - полуобъятие или похлопывание по плечу - преодолевает границы объективно-субъективного.

Луна 2112/Moon. Рецензия на фильм

"Луна 2112" - вершина отчаяния, заключенного в одиночество, разговор с собой для каждого, полуторачасовой экзистенциальный опыт в ритме лучшей со времен "Реквиума по мечте" музыки Клинта Мэнсэла. И ведь если начинать раскладывать все по полочкам, получится стереотипно и как-то избито: Луна, фантастика, тоска и поиски себя в Другом. Только внезапно в лунном пространстве находишь время для потустороннего, фантастика медленно перетекает в сон и становится драмой одного, двух, многих, а поиск себя приводит к раздвоению личности. Что на самом деле неплохо, потому что именно так страшная и зыбкая грань бытия теряет в какой-то момент всю свою зыбкость.

Нина Асташкина

Читайте также в журнале BE-IN:
The Sartorialist: книга Скотта Шумана
Том Форд в Венеции: кино сильнее моды
Blitzkrieg Bop. Утомленные солнцем - 2

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама