• 16.03.10
  • 259

Музыка марта

Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra «Kollaps Tradixionales».
2010, Constellation

Вот собрались некоторые мохноголовые музыканты, изнырнули откуда-то из пыльных и дремучих дебрей, тряхнули волосяным покровом, завели свои инструменты каким-то могучим рывком, как супергерои надевают своих доспехи, и уже полились не аккорды и такты, нет, а какое-то стихийное бедствие закрутилось вокруг - беспощадное и безапелляционное. И теперь уж их остановить невозможно. Странно, что удается все же это сделать при помощи каких-то кнопочек на панели грошового устройства типа сиди-плеер, или мп3-проигрыватель.
«Kollaps Tradixionales» - настоящее филармоническое буйство освежеванных, нагих чудовищ, плач которых долго еще отголосками своими звенит по ушам, по кухонной посуде, по окнам квартиры, вздувая барабанные перепонки, словно парус. И мелкие-мелкие волоски на коже шумят и шепчутся, как трава на каком-нибудь потаенном лугу.
Группа Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra едва ли не чаще, чем выходила в свет очередная ее пластинка, меняла свое название, пытаясь спастись от неизбежно охотившегося за ними прицела удобно усевшихся в кресле повелителей музыкальных обозрений. Куда бы их ни вписывали – в «пост-рок» ли, «эмбиент», или что еще – музыка непременно ускользала, а люди перед ней стушевывались, оборачивались бликами фонарей на размытом ливнем окне автомобиля, который одиноко несется по пустынному шоссе черт-те куда.
И, как ни крути, насаженные одна на другую, косорукие метафоры ничего не смогут объяснить об этой музыке лучше, чем сами исполнители, у которых, кстати, для этих целей, почти в ногу с альбомом, вышел первый в истории группы клип на песню под названием «I Built Myself A Metal Bird».
These New Puritans«Hidden».
2010, Domino

Даже когда нельзя поверить в чудеса, все-таки приятно, что они происходят. Вот и с чертовски странным коллективом These New Puritans произошло такое – вышел у них необъяснимо прекрасный альбом. Как такое может произойти с коллективом, который наносит визиты в Россию едва ли не чаще, чем загадочный персонаж по имени ТОТО КУТУНЬО – непонятно.

These New Puritans дебютировали в духе умеренно занудской, нарочито карнавальной электроники, проходящей почему-то по ведомству «пост-панка», затемстали стоеросовой хипстерской группой, упрочив свою репутацию визитом на «Пикник «Афиши». И, да – в качестве источников вдохновения «Кафку» и «Феноменологию духа» нынче называют все подряд, и кажется, что у изготовителей шавермы куда больше на это прав.
Ориентирующиеся на школу «умного» английского пост-панка в лице Wire, The Fall, Gang Of Four, наши герои на новом альбом ушли совсем уж в неведомую сторону – теперь их музыку едва ли можно назвать пост-панком. Это настоящий футуристический поп – группа выстрелила так далеко, что воображения не хватит представить, какие иные миры нашептывали музыкантам ноты. Электронная музыка с изломами и ухабами почти как в каком-нибудь авангардном джазе, со столь многослойным перебоем барабанов, что ксилофон легко перепутать со стуком зубов. Одним словом, это чертовски проницательный альбом, на стыке музыки с космонавтикой, что ли, или какими-то оккультными практиками. При этом совершенно современный, солнечный и даже, о боже, еще какой плясовой.
Delphic «Acolyte»
2010, Polydor

А что, неплохо, даже здорово, что такие пластинки, как эта, по-прежнему выходят. Тревожный, простой и одновременно невероятно кошмарный, как оставленная у входа в метро коляска с младенцем, стадионный рок – это инъекция глюкозы пополам с никотином, что-то такое будоражащее и ядовитое, не принимать которое, не радоваться которому, значит быть унылым недоразвитым кретином. А иначе и нельзя! Любить Delphic следует за то, что они бережно хранят предание о славном прошлом британского рока.

Вовремя подоспевшая замена позапрошлогодним громогласным несчастливцам из группы Glasvegas – тут такая же, космическая по масштабам тоска, сыгранная просто и чисто, как сборная Канады по хоккею обыгрывает сборную России – «по учебнику». Учебная грусть, учебная сентиментальность, параграф «одиночество», «гуманизм», да все это поверх ревниво выглаженного звука. Чистейшая городская тоска, которую позволительно чувствовать только с надежно прикрытым тылом – страховкой, финансовым заделом, жилплощадью, полноценным меню, и, что немаловажно, хорошей стереосистемой.
Ждать каких-то невероятных выходов в будущем от этого трио невозможно – эта группа как одноразовая ароматическая свечка, способная придать минутного трогательного уюта апартаментам, но оставляющая после себя необоримо приторный аромат. И как-то тягостно и смешно досматривать до конца клип, снятый для группы Дэйвом Ма на песню «This Momentary»: эта провокация так чиста в своей наивности - как зверозащитная деятельность сэра Пола Маккартни - и невозможно ей не поддаться, по крайней мере, пока есть несколько минут на душеполезный досуг.
Lightspeed Champion «Life Is Sweet! Nice to Meet You».
2010, Domino

Обладатель вокала, который можно перепутать разве что со звуком скрипки, по струнам которой водят леденцом, он и внешне чрезвычайно примечателен – к примеру, очень любит шапки-ушанки и шорты. К тому добавить бы, что зовут его Devonte Hynes и выпустил он свой второй полноформатный альбом в стиле, как его называют некоторые, «барокко-поп».

На карусели поп-музыки наш герой завертелся, едва ему стукнуло 18. Он выступал на вокале в составе группы Test Icicles. Играли, как принято говорить, «разудалый» и «бескомпромиссный» хардкор-панк, не без находок. Вполне соответствовали духу жанра, и даже могли общаться на «ты» с такими мастерами, как Q and not U или Les Savy Fav. Но потом вдруг распались.
С этих пор наш герой Dev Hynes и гастролирует соло. Из дурашливого кривляки-нерда он превратился в назойливо-мечтательного боба дилана и старается изо всех сил этому образу соответствовать. И вроде бы он уже принял сановитую позу за званым ужином, и чинно повязал платок на шею, как вдруг начинает смачно чихать, утираться и хохотать, как безумный. Но во всем этом карнавале живет и дышит унылое очарование. Словно вышедший из себя ботаник вдруг начинает рвать в сердцах учебник, так и наш герой терзает свое сердце искусно аранжированными балладами, будто бы из саундтрека к какой-нибудь эпической мелодраме.
Xiu Xiu «Dear God I Hate Myself»
2010, Kill Rock Stars
Когда-нибудь дуэт из Сан-Франциско должен был прийти к такому вот резюме своего творчества: какая-то очень уж надсадная, на грани клоунады, боль вибрировала в вокале Джейми Стюарта все время.
Группа, по которой на заре музыкального ренессанса нулевых у уважающих себя прото-хипстеров принято было сверять часы, выпускает по альбому в год и все никак не израсходует материал, потому что копилка человеческих несчастий чертовски неистощима.
На обложке альбома Джейми Стюарт – как будто пойманный американский гангстер: в глазах усталый фатализм, на теле черная рубашка, позади белая стена. Но вот когда его потащат на эшафот, или на сцену, или к микрофонной стойке, тут от фатализма не останется и следа – завопит, как резанный, как Пьеро на амфетаминах. А музыка так привычно психует, тренькает, атонально визжит, как будто соревнуется с самим фигурантом в обреченности.
«Dear God…» звучит словно бы помпезнее, чем его предшественники – он ровный, с какой-то прощупывающейся структурой, есть пара вполне запоминающихся припевов, как например, на треке «Chocolate Makes You Happy». И все же альбом не сбавляет градуса истерики, наоборот – кажется, и без того истерзанные музыканты задали себе новый предел, преодолеть который с очередным альбомом будет, ну правда, невозможно.
Музыка Xiu Xiu примерно о том же, о чем проза Мишеля Уэльбека – о тягостной необходимости продолжать жить в мире педофилов, аутофагии и инцеста, хотя уже и невыносимо, и так хочется поставить, так сказать, финальную точку. Но, кровоточащую рану следует зажимать, продолжая сквозь боль рассказывать историю за историей. А вот еще есть версия, дескать, Xiu Xiu – это просто этакое кабаре на костях выродившейся сентиментальной, мрачной музыки: юмор, оперетта и «Прожекторперисхилтон». Скорее всего, это правда.

Комментарии

Читать на эту тему