Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra – «Kollaps Tradixionales».
2010, Constellation
Вот собрались некоторые мохноголовые музыканты, изнырнули откуда-то из пыльных и дремучих дебрей, тряхнули волосяным покровом, завели свои инструменты каким-то могучим рывком, как супергерои надевают своих доспехи, и уже полились не аккорды и такты, нет, а какое-то стихийное бедствие закрутилось вокруг - беспощадное и безапелляционное. И теперь уж их остановить невозможно. Странно, что удается все же это сделать при помощи каких-то кнопочек на панели грошового устройства типа сиди-плеер, или мп3-проигрыватель.
«Kollaps Tradixionales» - настоящее филармоническое буйство освежеванных, нагих чудовищ, плач которых долго еще отголосками своими звенит по ушам, по кухонной посуде, по окнам квартиры, вздувая барабанные перепонки, словно парус. И мелкие-мелкие волоски на коже шумят и шепчутся, как трава на каком-нибудь потаенном лугу.
Группа Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra едва ли не чаще, чем выходила в свет очередная ее пластинка, меняла свое название, пытаясь спастись от неизбежно охотившегося за ними прицела удобно усевшихся в кресле повелителей музыкальных обозрений. Куда бы их ни вписывали – в «пост-рок» ли, «эмбиент», или что еще – музыка непременно ускользала, а люди перед ней стушевывались, оборачивались бликами фонарей на размытом ливнем окне автомобиля, который одиноко несется по пустынному шоссе черт-те куда.
И, как ни крути, насаженные одна на другую, косорукие метафоры ничего не смогут объяснить об этой музыке лучше, чем сами исполнители, у которых, кстати, для этих целей, почти в ногу с альбомом, вышел первый в истории группы клип на песню под названием «I Built Myself A Metal Bird».
These New Puritans – «Hidden».
2010, Domino
Даже когда нельзя поверить в чудеса, все-таки приятно, что они происходят. Вот и с чертовски странным коллективом These New Puritans произошло такое – вышел у них необъяснимо прекрасный альбом. Как такое может произойти с коллективом, который наносит визиты в Россию едва ли не чаще, чем загадочный персонаж по имени ТОТО КУТУНЬО – непонятно.
These New Puritans дебютировали в духе умеренно занудской, нарочито карнавальной электроники, проходящей почему-то по ведомству «пост-панка», затемстали стоеросовой хипстерской группой, упрочив свою репутацию визитом на «Пикник «Афиши». И, да – в качестве источников вдохновения «Кафку» и «Феноменологию духа» нынче называют все подряд, и кажется, что у изготовителей шавермы куда больше на это прав.
Ориентирующиеся на школу «умного» английского пост-панка в лице Wire, The Fall, Gang Of Four, наши герои на новом альбом ушли совсем уж в неведомую сторону – теперь их музыку едва ли можно назвать пост-панком. Это настоящий футуристический поп – группа выстрелила так далеко, что воображения не хватит представить, какие иные миры нашептывали музыкантам ноты. Электронная музыка с изломами и ухабами почти как в каком-нибудь авангардном джазе, со столь многослойным перебоем барабанов, что ксилофон легко перепутать со стуком зубов. Одним словом, это чертовски проницательный альбом, на стыке музыки с космонавтикой, что ли, или какими-то оккультными практиками. При этом совершенно современный, солнечный и даже, о боже, еще какой плясовой.
Delphic – «Acolyte»
2010, Polydor
А что, неплохо, даже здорово, что такие пластинки, как эта, по-прежнему выходят. Тревожный, простой и одновременно невероятно кошмарный, как оставленная у входа в метро коляска с младенцем, стадионный рок – это инъекция глюкозы пополам с никотином, что-то такое будоражащее и ядовитое, не принимать которое, не радоваться которому, значит быть унылым недоразвитым кретином. А иначе и нельзя! Любить Delphic следует за то, что они бережно хранят предание о славном прошлом британского рока.
Вовремя подоспевшая замена позапрошлогодним громогласным несчастливцам из группы Glasvegas – тут такая же, космическая по масштабам тоска, сыгранная просто и чисто, как сборная Канады по хоккею обыгрывает сборную России – «по учебнику». Учебная грусть, учебная сентиментальность, параграф «одиночество», «гуманизм», да все это поверх ревниво выглаженного звука. Чистейшая городская тоска, которую позволительно чувствовать только с надежно прикрытым тылом – страховкой, финансовым заделом, жилплощадью, полноценным меню, и, что немаловажно, хорошей стереосистемой.
Ждать каких-то невероятных выходов в будущем от этого трио невозможно – эта группа как одноразовая ароматическая свечка, способная придать минутного трогательного уюта апартаментам, но оставляющая после себя необоримо приторный аромат. И как-то тягостно и смешно досматривать до конца клип, снятый для группы Дэйвом Ма на песню «This Momentary»: эта провокация так чиста в своей наивности - как зверозащитная деятельность сэра Пола Маккартни - и невозможно ей не поддаться, по крайней мере, пока есть несколько минут на душеполезный досуг.
Lightspeed Champion – «Life Is Sweet! Nice to Meet You».
2010, Domino
Обладатель вокала, который можно перепутать разве что со звуком скрипки, по струнам которой водят леденцом, он и внешне чрезвычайно примечателен – к примеру, очень любит шапки-ушанки и шорты. К тому добавить бы, что зовут его Devonte Hynes и выпустил он свой второй полноформатный альбом в стиле, как его называют некоторые, «барокко-поп».
На карусели поп-музыки наш герой завертелся, едва ему стукнуло 18. Он выступал на вокале в составе группы Test Icicles. Играли, как принято говорить, «разудалый» и «бескомпромиссный» хардкор-панк, не без находок. Вполне соответствовали духу жанра, и даже могли общаться на «ты» с такими мастерами, как Q and not U или Les Savy Fav. Но потом вдруг распались.
С этих пор наш герой Dev Hynes и гастролирует соло. Из дурашливого кривляки-нерда он превратился в назойливо-мечтательного боба дилана и старается изо всех сил этому образу соответствовать. И вроде бы он уже принял сановитую позу за званым ужином, и чинно повязал платок на шею, как вдруг начинает смачно чихать, утираться и хохотать, как безумный. Но во всем этом карнавале живет и дышит унылое очарование. Словно вышедший из себя ботаник вдруг начинает рвать в сердцах учебник, так и наш герой терзает свое сердце искусно аранжированными балладами, будто бы из саундтрека к какой-нибудь эпической мелодраме.
Xiu Xiu – «Dear God I Hate Myself»
2010, Kill Rock Stars
Когда-нибудь дуэт из Сан-Франциско должен был прийти к такому вот резюме своего творчества: какая-то очень уж надсадная, на грани клоунады, боль вибрировала в вокале Джейми Стюарта все время.
Группа, по которой на заре музыкального ренессанса нулевых у уважающих себя прото-хипстеров принято было сверять часы, выпускает по альбому в год и все никак не израсходует материал, потому что копилка человеческих несчастий чертовски неистощима.
На обложке альбома Джейми Стюарт – как будто пойманный американский гангстер: в глазах усталый фатализм, на теле черная рубашка, позади белая стена. Но вот когда его потащат на эшафот, или на сцену, или к микрофонной стойке, тут от фатализма не останется и следа – завопит, как резанный, как Пьеро на амфетаминах. А музыка так привычно психует, тренькает, атонально визжит, как будто соревнуется с самим фигурантом в обреченности.
«Dear God…» звучит словно бы помпезнее, чем его предшественники – он ровный, с какой-то прощупывающейся структурой, есть пара вполне запоминающихся припевов, как например, на треке «Chocolate Makes You Happy». И все же альбом не сбавляет градуса истерики, наоборот – кажется, и без того истерзанные музыканты задали себе новый предел, преодолеть который с очередным альбомом будет, ну правда, невозможно.
Музыка Xiu Xiu примерно о том же, о чем проза Мишеля Уэльбека – о тягостной необходимости продолжать жить в мире педофилов, аутофагии и инцеста, хотя уже и невыносимо, и так хочется поставить, так сказать, финальную точку. Но, кровоточащую рану следует зажимать, продолжая сквозь боль рассказывать историю за историей. А вот еще есть версия, дескать, Xiu Xiu – это просто этакое кабаре на костях выродившейся сентиментальной, мрачной музыки: юмор, оперетта и «Прожекторперисхилтон». Скорее всего, это правда.