Ай Вэйвэй «Нью-Йорк. 1983–1993»

Ай Вэйвэй «Нью-Йорк. 1983–1993»

с 19.04 по 26.05

Мультимедиа Арт Музей (МАММ)

Выставка Ай Вэйвэя «Нью-Йорк. 1983–1993» представляет фотографии художника из собрания, включающего более 10 000 снимков, отражающих уникальный взгляд Ай Вэйвэя на искусство и общество и зафиксировавших историю, культуру и атмосферу Нью-Йорка 1980-х

Среди этих фотографий - снимки поэтических чтений в Ист-Виллидж, беспорядки в Томпкинс-сквер-парке, трансвеститы Уигстока и посещения известных художников и писателей из Китая. Эти фотографии не просто документируют исторические изменения, они дают возможность увидеть мир глазами Ай Вэйвэя и проследить возникновение концептуализма в его художественной практике.

Ай Вэйвэй, крупный современный художник Китая, завоевал известность своими скульптурами, инсталляциями и архитектурными проектами. Однако фотография также играет важную роль в его творчестве. У него сложилось четкое понимание фотографии как искусства, с помощью которого он создал произведения, ставшие символами своего времени.

Рядом с работой Марселя Дюшана, Музей современного искусства. 1987

Нью-йоркские фотографии – это дневник его жизни и работы, который несет на себе печать своего времени. Их нельзя считать точной хроникой жизни Ай Вэйвэя, это скорее сценки из окружающей жизни, показывающие его мысли и настроения в тот момент. Его фотографии – ценный документ визуальной истории и для него самого, и для современного искусства.

На сегодняшний день Ай Вэйвэй является самым известным современным китайским художником, занимает первое место в рейтинге журнала ArtReview «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» и 24-е место в списке самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. В 2012 году на кинофестивале в Sundance состоялась премьера документального фильма Ai Weiwei: Never Sorry.

Ай Вэйвэй о нью-йоркских фотографиях:

Эти снимки сделаны между 1983 и 1994, в десятилетие, когда я жил в Нью-Йорке перед возвращением в Пекин. Делать мне в то время было почти нечего. Я просто болтался повсюду, проводил время, фотографируя каждый день людей, с которыми встречался, места, куда ходил, друзей, окрестности, улицы города.

Двадцать лет пролетели, как один день; знакомого мне Нью-Йорка больше нет. Ист-Виллидж выглядит совсем по-другому, а многие из людей с моих фотографий уже покинули этот мир. Я делал снимки мимоходом, и большинство из тех, кого я фотографировал, даже не знают о том, что они есть на моих снимках. Сегодня, обращаясь к прошлому, я понимаю, что эти фотографии – факты истории, хотя и необязательно достоверные. В конце концов, любая действительность – это один из факторов перемен, неподтвержденное мгновение в медленном ходе времени. Настоящее всегда одерживает верх над прошлым, а будущему не будет дела до сегодняшних проблем.

Не ностальгия заставляет меня приводить в порядок и публиковать эти фотографии – я считаю, что события прошлого не так уж много значат. Нам не суждено увидеться с теми, с кем мы встречались, люди по природе своей одиноки. Фотографии, скорее, сами по себе являются конкретными предметами, образующими некое упорядоченное единство, несмотря на свободный поток образов в виде не связанных между собой картинок на фотобумаге. Отдельные люди и события, включая мое собственное прошлое, уже не имеют значения.

В течение последних пятидесяти лет жизнь напоминала мне полет листка, не знающего, куда и зачем он летит. Порядок, в котором представлены образы и их внешний вид, очень на него похожи. Порядка в них никакого, однако, потоки мысли, порождаемые этими фотографиями, кажутся наиболее ясными тогда, когда снимки перемешаны.

Сегодня у меня по-прежнему всегда под рукой камера, я привык щелкать затвором. Мне, правда, следует объяснить, что фотография меня не очень интересует, и меня не слишком волнуют предметы моих снимков. В конце концов, они – это часть иной реальности, отличной от моего существования. Каждый раз, когда я смотрю на них, они кажутся мне скорее чужими, чем знакомыми.
 

Комментарии