Культурная идентичность

Культурная идентичность

19 Мая Сб

Галерея «ФотоДепартамент»

ФотоДепартамент в составе образовательной программы “Фотография как исследование” представляет лекцию: Культурная идентичность

В ХХ в. произошел ряд существенных изменений в социокультурной практике в целом, но, прежде всего, в области информационно-коммуникативных взаимодействий. Высокая скорость изменений дезориентировала индивида, привела к т.н. «кризису идентичности», что повлекло за собой актуализацию вопросов идентификации как в диапазоне личностных перспектив, так и в общекультурном, глобальном масштабе.

На протяжении истории культуры мы наблюдаем специфическую динамику, когда происходит смена образных систем, ориентированных по отношению к порядку «Самости» индивида, а также к наличествующим формам фиксации опыта (устной, письменной, аналоговой, электронной). «Посредничество» данных форм радикальным образом влияет на изменение порядков культурной реальности.

Если первичная социальная идентичность ориентирована в параметрах имя, пол, возраст, статус, то культурная идентичность предполагает личностное самоопределение, характеристику «принадлежности» (этнонациональной, например), «исповедальные практики», креативный фактор и т.д.

Сам идентификационный процесс позволяет выстраивать границы реальности, для чего применяются две стратегии: агрессия и насилие. Агрессия – направленность к разрушению установленных социокультурных границ, а насилие – направленность к установлению и удержанию границ при формировании дистанций различного порядка.

Современная культурная идентичность позволяет говорить о Персоналистской модели личности, которая соответствует глобальным тенденциям, а также провоцирует появление кластерной формы социокультурной организации. Коллективная идентичность кластерного порядка может рассматриваться с точки зрения творческой, профессиональной и т.д. составляющей. В основе ее лежит идея «проекта». «Проект» предполагает единство темы/идеи, целостность акции/процесса, направленность деятельности/действия группы. Кластер – это «ячейка» социокультурной организации сетевого общества – это коммуникационно-деятельностная интерсубъективная сетевая групповая общность с принципиально подвижной множественной индивидуальной включенностью.

В процессе развития новых идентификационных параметров осуществляется переход от стратегии «потребителя» к идеологии «пользователя», что сопровождается высвобождением специфического креативного потенциала. Таким образом, меняется отношение к творческому процессу, идее авторства, к национально-этническим, профессиональным и т.д. типологиям.

О лекторе:

Екатерина Сурова – доктор философских наук, философ и культуролог, доцент кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор Центра изучения культуры факультета философии СПбГУ. Автор четырех монографий, в той или иной степени посвященных проблемам идентификации в культуре (последняя в 2011 “Идентичность. Идентификация. Образ”).

Программа лекций является частью образовательной программы ФотоДепартамента “Фотография как исследование” и была доступна только участникам основных кураторских курсов. Весной 2012 мы решили открыть посещение для всех желающих.

Предварительная регистрация обязательна! Пришлите заявку, заполнив эту форму на сайте, указав дату/даты лекции, которую хотите посетить.

Комментарии