«Прерафаэлиты: Викторианский авангард»

«Прерафаэлиты: Викторианский авангард»

с 14.06 по 13.10

ГМИИ им. А.С. Пушкина

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка прерафаэлитов

Впервые в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена столь масштабная выставка произведений художников-прерафаэлитов, новаторские идеи которых произвели революцию в викторианскую эпоху, изменив традиционные представления об изобразительном искусстве в Европе.

«Братство прерафаэлитов», основанное в 1848 году, по праву можно считать первым авангардным движением в Великобритании. Три таинственные буквы P.R.B. (Pre-Raphaelites Brotherhood) на картинах молодых и никому не известных художников привели в смятение английскую общественность викторианской эпохи: авторы выступили с новым художественным манифестом, желая изменить не только принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества. Осознав кризис идеалов Высокого Возрождения, члены «Братства прерафаэлитов» обратились к итальянскому искусству XV века, «до Рафаэля». Образцами для них послужили произведения выдающихся живописцев кватроченто - Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Фра Анжелико и других – яркая насыщенная палитра, подчеркнутая декоративность их работ сочетались с жизненной правдивостью и чувством природы. Лидерами «Братства прерафаэлитов» были Джон Эвертт Миллес (1829-1896), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Уильям Холман Хант (1827-1910), а также Форд Мэдокс Браун (1821-1893) и Уильям Дайс (1806-1864). В конце 1850-х вокруг Россетти сложилась новая группа, куда входили Уильям Моррис (1834-1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898), Элизабет Сиддал (1829-1862) и Симеон Соломон (1840-1905). Прерафаэлиты работали в разных видах искусства и литературы: живопись, графика, фотография, поэзия, эссеистика, оформление книг, интерьерный и мебельный дизайн.

На выставке «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено более 80 произведений из музеев и частных коллекций Великобритании и США. Экспозиция состоит из 6 разделов: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись» и «Утопия», каждый из которых посвящен определенной теме в творчестве прерафаэлитов.

Так, например, в первом разделе - «Спасение» - представлены картины на религиозную тему. Обращаясь к библейской истории, прерафаэлиты не стремились следовать теологическим истинам, они искали в ней литературный и поэтический смысл. Основой для композиции прерафаэлитских картин служило не воображение, а наблюдения и лица из повседневной жизни. В этом разделе представлены картины Уильяма Холмана Ханта («Обнаружение Христа во храме», 1854-1860), «Св. Екатерина» и «Мария» (1857) Данте Габриэле Россетти, а также оригинальные витражи «Ангел с лютней» и другие, выполненные Эдвардом Бёрн-Джонсом. Ключевую роль в творчестве прерафаэлитов играют произведения на исторические темы. Именно они размещены во втором разделе выставки «Образы прошлого». Это, например, легендарные картины «Офелия» (1851-1852) Джона Эверетта Миллеса, «Прозерпина» (1874) Данте Габриэле Россетти и другие. Обращаясь к литературным и историческим сюжетам, художники в точности изображали костюмы и интерьер избранной эпохи, будь то эпоха Средних веков или Возрождения, но одновременно усиливали жанровый аспект, сделав человеческие отношения основным мотивом композиции.

Отношение прерафаэлитов к природе – еще один важнейший аспект этого движения, как с точки зрения художественной теории, так и стиля. Поэтому неслучайно следующий важный раздел экспозиции так и назван - «Природа». Призыв Джона Рёскина «обратиться к природе всем сердцем и идти рука об руку с ней доверчиво и трудолюбиво …» оказал на прерафаэлитов огромное влияние. Художники продолжали соперничать с фотографией, которая побуждала их писать еще эмоциональнее, используя яркую, насыщенную палитру. Объединив фигуры и пейзаж в затейливую композицию, прерафаэлиты подчеркивали повествовательный элемент, взывая к чувствам зрителя и создавая настроение в картине. Одним из ярких примеров такого отношения к природе служит картина «Долина вечного покоя» (1858) Джона Эверетта Миллеса, «Воспоминание о 5 октября» (1858) Уильяма Дайса, пленерные работы Форда Брауна, представленные в этом разделе.

Произведения следующего раздела посвящены одной из важнейших эстетических категорий прерафаэлитов - «Красоте», которую они считали единственной целью искусства. В начале 1860-х годов в творчестве Россетти и его соратников начался новый этап. Именно в этот период Россетти исполнил серию произведений, которые прославляют подчеркнуто чувственную красоту. К ним относятся «Возлюбленная (Невеста)» (1865-1866), «Beata Beatrix» (1864-1870) Данте Габриэле Россетти, «Il Dolce Far Niente» Уильяма Ханта, и другие произведения. Еще один небольшой раздел экспозиции - «Поэтическая живопись» - посвящен акварельным работам Данте Габриэле Россетти. В облике высоких, бледных и стройных героинь часто угадывается фигура и черты Элизабет Сиддал, чьи работы также находятся в этом разделе. В завершающем разделе - «Утопия» - представлена самая большая по размеру картина выставки «Любовь, ведущая пилигрима» (1896-1897) Эдварда Бёрн-Джонса, а также произведения прикладного искусства (гобелены, предметы мебели и др.), изготовленные Уильямом Моррисом и фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К», основанной им совместно с Бёрн-Джонсом, Россетти, и Брауном. Оригинальные произведения, изготовленные художниками, оказали заметное воздействие на развитие европейского дизайна во второй половине XIX века, повлияли на развитие британского эстетизма и вызвали к жизни «Движение искусств и ремесел».

Принципиально новые художественные задачи, нашедшие свое отражение в творчестве представителей «Братства прерафаэлитов», а также яркий, неповторимый стиль их работ позволил британцам оказаться в авангарде важнейших перемен в западноевропейском искусстве последней трети XIX века. Новаторские идеи прерафаэлитов вынудили общество пересмотреть традиционные представления о роли и предназначении изобразительного искусства за несколько лет до появления на европейской сцене французских импрессионистов, а также во многом способствовали зарождению важнейшего стиля конца столетия – искусства Ар Нуво. Вместе с тем, творчество прерафаэлитов представляет собой весьма характерное явление островной британской культуры, отличающейся определенной замкнутостью и самодостаточностью. По этой причине произведения Данте Габриэле Россетти и его соратников оказались на пике мировой известности лишь на рубеже XX-XXI столетий. Учитывая, что большая часть материала сосредоточена в собраниях Великобритании, масштабные экспозиции прерафаэлитов за пределами страны крайне редки. Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ им. Пушкина станет одним из главных культурных событий 2013 года. Данный партнерский проект предоставляет российскому зрителю не только уникальную возможность познакомиться с творчеством прерафаэлитов, но и составить представление об интереснейших параллелях в британском и русском искусстве этого периода.

К выставке «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» приурочен уникальный литературный проект – издание сборника «Поэтический мир прерафаэлитов», а также насыщенная образовательная программа для детей и взрослых. Подробная информация о выставке и образовательной программе – на сайтах организаторов, а также на специальном сайте выставки.

Комментарии