Новая искренность
  • 09.01.07
  • 1712

Новая искренность

Во время, когда ситуация постмодернизма кажется исчерпанной, на культурологическую сцену выступает феномен «новой искренности». «Новая драма», Эрленд Лу, Бегбедер, веблоги, датская «Догма», Педро Альмодовар, Аки Каурисмяки, Ларс фон Триер – явления очень разные, но одинаково искренние.

Новая искренностьУстав от безумной пляски смыслов, вычурного плетения словес, мерцания симулякров и калейдоскопа искажённых зеркальных отражений, искусство отправляется на поиски «дворников», чтобы очистить своё лобовое стекло от постмодернистских наслоений. Свою спасительную пилюлю оно удачно находит в возникшей как реакция на кризис в искусстве конца ХХ века «новой искренности» (или «новом сентиментализме»). По иронии судьбы, понятие «новая искренность» ввёл в первой половине 80-ых годов не кто иной как классик московского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, ярчайший представитель русского постмодернизма.


Новая искренностьРассматривая современную историческую эпоху как время Цифровой революции и Нового Возрождения, когда каждый отдельный человек мыслится не актёром (весь мир – театр…), а режиссёром своей кино-жизни, обращение к мыслям, чувствам и природе человека становится закономерным. Человек уже достаточно наигрался в искусство, расширяя его возможности до предела. Настало время, когда ему хочется говорить не о чём-то отстранённом, но о самом себе. Автор перестаёт фильтровать свои мысли, пытаться взглянуть на них со стороны и заботиться об их оригинальности и актуальности. Он искренне изливает на бумагу свой мыслепоток, стараясь не упустить ни единой эмоции и с прустовской педантичностью запечатлеть любое движение души, но пишет при этом он легко, свежо и быстро.


Новая искренностьАвтор ничуть не стыдится казаться наивным и инфантильным, пытаясь сохранить на всю жизнь непосредственное восприятие мира и детскую гибкость сознания. Очевидно, что основными литературными жанрами в такой ситуации становятся мемуары и романы, написанные от первого лица и подкупающие своей безыскусной искренностью («Наивно. Супер» Эрленда Лу или, к примеру, «Рубашка» Евгения Гришковца). В изобразительном искусстве «новая искренность» знаменуется возвращением интереса к предметной живописи, в театре – шокирующей откровенностью «новой драмы» и социального театра вербатим. В кинематографическом застое струю живительного кислорода пускают бывшие постмодернисты, а ныне – каннские лауреаты, Аки Каурисмяки, Педро Альмодовар, Ларс фон Триер с идеологией «Догмы» и всеми близкими ей (например, Ульрихом фон Зайдлем и его шокирующей «Собачьей жарой»).


Новая искренностьОчень важно не перегибать палку и не присваивать ярлык «новой искренности» всему подряд (к примеру, мне не раз довелось слышать это определение применительно к исповедальному фильму «Остров» Павла Лунгина). Отправляясь в церковь или на приём к психоаналитику, человек желает избавиться от мучительных переживаний. В отличие от исповеди, «новая искренность» смело рисует душевный пейзаж без цели подвергнуть его изменениям. Это всего лишь констатация факта, сделанная в доверительной, дневниковой форме.


К слову сказать, когда я готовил этот материал, всесильный гугл изрыгнул мне одну занятную фразочку: "Быть искренним по-новому - это с закрытым лицом, анонимно, снимать трусы перед незнакомыми людьми". Идеальное определение эпохи сетевых дневников, реалити-шоу и растоптанного средствами массовой информации понятия о частной жизни.


Александр Буренков




Также читайте в журнале BE-IN:

Фантастическое кино. Эпизод первый

Лучшие видеопрокаты Петербурга

Комментарии

Читать на эту тему