Светлана Петрова
  • 04.12.08
  • 800

Светлана Петрова

5 декабря 2008 в Петербурге прошёл шестой международный фестиваль анимационного искусства «Мультивидение». Отличный повод поговорить о том, что нас ждет, мультипликации в целом и её ментальности в частности с гуру фестиваля, художественным руководителем и директором «Мультивидения» — Светланой Петровой

Светлана Петрова. Директор фестиваля МультивидениеBE-IN: Светлана, как вы попали в анимационное искусство?

Я закончила философский факультет МГУ, работала художником-модельером и однажды просто пришла к тому, что начала делать эскизы за компьютером. Так собственно появился и интерес к анимации. Познакомилась с людьми, нашла единомышленников, решили создать фестиваль анимационного искусства. И создали, шесть лет назад. Правда тогда это была только flash-анимация.

BE-IN: А философия?

Ну, теперь она применяется везде! (смеется)


BE-IN: Чего ждать зрителю от «Мультивидения 2008»?

В этом году у нас впервые будет представлена полнометражная картина. Это работа американки Нины Пэйли «Сита поет блюз» («Самая замечательная история расставания»), получившая «Кристалл Аннеси - 2008». Нина - художник по комиксам, а в сюжет фильма легла ее собственная история расставания. Получилось очень трогательно, на мой взгляд.

Сам же фестиваль разделился на две части: одна — это фестиваль на разводных мостах (проводится летом), вторая — та, что пройдет сейчас, зимой, на четырех киноплощадках города. Вот как раз во второй будут показаны те фильмы, что не были продемонстрированы летом, перед более чем 250-тысячной аудиторией (по соображениям идеологии, хронометражу картин), часть из тех, что уже были показаны и абсолютно новые мультфильмы. К примеру, в этот раз вы увидите пять свежих работ студии «Пилот».

BE-IN: Шесть лет Вы видите анимацию разных авторов из разных стран. Есть зримая разница между «их» и «нашими» картинами?

Уровень анимации у нас неплохой. Единственное, что в 3D нас пока опережают, но у России есть свой выразительный язык. Наша анимация — это совершенно «отдельная тема», как и «анимэ» у японцев. У нее есть определенная специфика. Российская анимация отличается хорошо проработанной режиссурой и отличными сценариями, и наши мультики практически все очень веселые. К тому же у нас много авторских мультфильмов. Если сравнивать с той же Америкой, то там анимацией зачастую занимаются большие студии, при этом теряется индивидуальность работы, мультфильмы получаются одинаковые. А у нас нет. У нашей студии «Пилот», к примеру, каждый фильм — это что-то «свое», авторское. Или вот, много «чернухи» приходит из Франции и Англии. Наверное, там легче живётся, людям не хватает страха и ужаса в жизни, вот они и рисуют. В российской же анимации авторы больше настроены на доброту. Но самые добрые фильмы, я могу с уверенностью сказать, сейчас выпускают в Корее. Они делают такие фантастические вещи и визуально, и по сюжету, и по текстам — очень философские; иногда не понимаю, как у них все это в голове рождается?

BE-IN: А «русская ментальность» как-то по-особенному отпечатывается в работах?

Да, в русских мультфильмах очень много юмора и, как правило, очень динамичный сюжет. Но в России пока очень мало экспериментальной анимации. Этакого «жесткого умняка». У нас его почему-то пока не делают.

Светлана ПетроваBE-IN: Это плохо или хорошо?

Скорее плохо. Это значит, что мы пока плохо живем. Ну и еще один важный момент: если их делать, то куда потом девать — не понятно. Ведь надо же договариваться с каналами, мультфильмы продавать. Можно понять ту ситуацию, которая сейчас сложилась с экспериментальным творчеством. Страна еще молодая, государственное финансирование искусства малое... Хотя в других странах при общественной и государственной поддержке с «эксперементальщиной» иногда доходят до полного беспредела: точечки-кружочки, вот и весь фильм. У нас с таким возиться не будут. Существуют, конечно, студии и мультфильмы, которые могут себя продать в телевизионную сетку. Мне кажется, люди бы делали больше, если бы были деньги, они и учились бы. Есть те, кто занимается коммерческой рекламой, делает видеоигры и по-совместительству пытается создавать анимационные мультфильмы. Но, к примеру, полноценной 3D студии, которая могла бы дать городу полнометражную анимацию, у нас в Петербурге нет.

BE-IN: От этого так мало нашей анимации на телевидении и широких экранах?

Этим всем надо заниматься. Необходимо договариваться с каналами, пробивать программу. Это очень большая работа, которую пока на себя никто не берет.

BE-IN: Что вы, как человек непосредственно связанный с современной мультипликацией, думаете по поводу перипетий канала 2х2?

Хороший канал, пусть работает. Не понимаю такого шума. Не нравится — не смотрите. Канал транслирует хорошие мультфильмы. Просто эти мультфильмы — для взрослых. «South park» — отличный мультфильм, я его с удовольствием смотрю. Мне кажется, вреда от канала ТНТ в тысячу раз больше. Вот с этим можно было бы побороться, да и то, нельзя. Потому что нельзя ничего запрещать в принципе.

BE-IN: Что вы думаете о мультипликационной сатире и вообще о социальной направленности мультипликации?

Это, как и в любом кино: хочешь — так, не хочешь — по-другому. Лишь бы было хорошо и честно. Хоть кружочки-точечки, если кому-то это нравится (смеется). Есть люди, которые специально занимаются социальной анимацией, но меня лично она раздражает. Обычно она выглядит скучно. В ней слишком много назидательности. Ведь такая вещь, как «South park», вообще-то говоря, тоже пример социальной анимации, призывающей, например, к терпимости людей друг к другу... Разве это плохо? Но когда в мультфильме начинаются специально составленные нравоучения, то на это, обычно, невыносимо смотреть.

BE-IN: Как Вы думаете, это только у нас такие перекосы?

Скорее всего, да. Хотя нет, французы тоже это любят. И еще, вот что я хотела сказать про русскую анимацию: она все-таки слишком традиционна.

BE-IN: В каком смысле?

В рамках нашего понимания анимации. Вот есть школа: должны быть персонажи, они должны быть проработанными, характерными, а если кого-то понесет в другую сторону, могут за такое дело и по голове дать (смеется), как вот с «Масяней» случилось. Иногда наши аниматоры на фестивалях по поводу таких мультиков ругаются: «Да они же рисовать не умеют?!» А я думаю: "Ну и пусть не умеют, но классно же получается!"

Или, как на том же 2х2, есть мультфильм «Пол-литровая мышь»: вырезанный скунс (или шиншилла?), еще два зеленых огурца и мышь-алкоголичка. Там видно, что человек рисовать не умеет, а выстраивает сюжет и двигает этих персонажей так, что в итоге получается очень здорово! Еще, мне лично очень нравится сайт музыканта Joel Veitch — www.rathergood.com — человек совершенно далекий от карандаша и кисточки, но что он творит с помощью музыки, сюжетов и фантазии! Чего только стоят его «Коты-викинги зовущие в гей-бар»... И это хорошо. Такое тоже должно быть.

Когда-то у Александра Татарского спросили, какое самое главное качество художника-аниматора, он сказал: «Чугунная задница». Я это понимаю — нужно сесть и в течение года долбать один трёхминутный фильм. Я бы тоже хотела, но у меня этого самого главного качества пока нет (смеется). Но, когда-нибудь я обязательно что-то сделаю. И это непременно будет анимационная инсталляция, визуальные образы, нечто совершенно экспериментальное.

Беседовала и записывала
Марина Елина

Анонс и расписание фестиваля анимационных искусств "Мультивидение" (5-7 декабря 2008)

Подробнее о фестивале:
в рамках «Мультивидения 2008» состоялась премьера полнометражного фильма американки Нины Пэйли «Сита поет блюз»; с огромным столпотворением прошла «Ночь Французской Анимации». Пилотная серия сериала «Котополис», новинки студии «Пилот», интернет-сериал «Настоящие приключения Белки и Стрелки», специальные детские программы.

Как и обещали организаторы, полюбившийся всем временный памятник Пластилиновой Вороне в киноцентре «Родина» заменили на постоянный – скульптуру авторства Елены Юркович. В будущем «Мультивидение», открывшее этот «мультмонумент» в память выдающегося аниматора и основателя студии «Пилот» Александра Татарского, не теряет надежду установить скульптуру вороны на фасаде киноцентра – причем, по существующему проекту птица будет анимированной. На втором этаже киноцентра экспонировалась выставка афиш безвременно ушедшего художника и дизайнера Алексея Гурова – автора фестивального логотипа.

Выбор жюри в этом году был не из легких – в общей сложности было прислано около 500 работ, из которых в шорт-лист вошли всего 70 фильмов. Состав жюри подбирали не только из аниматоров, в него пригласили и представителей других областей деятельности. Порой мнения расходились до крайне полярных, выбрать самых достойных было очень трудно.

Повезло, что по регламенту фестиваля члены жюри могут добавлять к перечню призов и дипломов свои собственные, дополнительные номинации. Поэтому, в этом году их немного больше, чем обычно.

Гран-При фестиваля получил французский фильм «Камера-Обскура» (реж.: Matthieu Buchalski, Jean-Michel Drechsler, Thierry Onillon, France, 7', 2007) – удивительная история о том, что инвалиды по зрению порой могут видеть куда больше, чем обычные люди.

Первое место: «Ляпсус»/Lapsus, реж. Juan Pablo Zaramella, Argentina, 3', 2007
Второе место: «Городские неизбежности»/The Things She Can't Avoid in the City, реж. Park Ji-Youn, Korea, Indestory Inc., 12’45, 2008
Третье место: «Кукла Берни»/Berni’s Doll, реж. Yann Jouette, France, Dummy Productions, 11’18, 2007

Специальными дипломами фестиваля отмечены следующие работы:
• «Лучший детский фильм»: «Солнечный денек»/A Sunny Day, реж. Gil Alkabetz, Germany, 8’, 2007
• «Лучший сериал»: «Котополис» - «Чудесный дар», реж. Дмитрий Высоцкий, СКА «Петербург», студия Высоцкого и Сикорского, Россия, 2008
• «Лучший визуальный ряд»: «Он и Она», реж. Мария Муат, Россия, студия «Пчела», 13', 2008
• «Лучшая история»: «Правдивая история о трех поросятах», реж. Константин Бронзит, продюсеры: И.Марголина, А.Боярский, Россия, 8’15, 2008
• «Лучшая режиссура»: Pecatum Parvum, реж. Asya Lukin, UK, Royal College of Art, 10’, 2008
• «Лучшая 3D анимация»: «Осьминожки»/Oktapodi, Реж.: Julien Bocabeille, Fran?ois-Xavier Chanioux, Olivier Delabarre, Thierry Marchand, Quentin Marmier, Emud Mokhberi, France, 2'27, 2007*
• «Лучшая экспериментальная анимация»: «Откладывание»/Procrastination, реж. Johnny Kelly, Great Britain, 4’15, 2007
• «Самый остроумный фильм»: «Чудеса природы»/Our Wonderful Nature, реж. Tomer Eshed, Germany, HFF Konrad Wolf, 5’10, 2008
• «Лучший фильм социальной тематики»: «Каждый – одинокая звезда»/Everybody Lonely Star, реж. Han Byung-a, Korea, Korean National University of Arts, 10’, 2006
• «За масштабность»: «В масштабе», реж. Марина Мошкова, Россия, 7', 2007
• «За оригинальность»: «Мультфильм», реж. Андрей Бахурин, Россия, 3'32, 2007

Cпециальный диплом «За мужество в искусстве» фестиваль вручил петербургской студии детской анимации «Да», проводящей занятия по созданию мультфильмов для детей с онкологическими заболеваниями. Ее воспитанников ждал и еще один сюрприз: оргкомитет фестиваля подарил им скульптуру Пластилиновой Вороны работы художника-аниматора студии «Пилот» Алексея Почивалова, которая до замены на керамическую, радовала посетителей в фойе киноцентра «Родина». Теперь она своим присутствием будет вдохновлять воспитанников студии на создание рисованных историй, каждая из которой делает наш мир немного лучше. Именно поэтому, история «Мультивидения» продолжается.

Читайте также в журнале BE-IN:
Ф.Н.О.: Современное искусство в белом
Быть продюсером
Ренатотерапия

Комментарии

Читать на эту тему