Дело мастера
  • 23.08.09
  • 458

Дело мастера

Запах натуральной кожи и клея, смешанный со стуком молотка и шумом швейной машинки, завораживает по-настоящему, больше, чем надоевший аромат дорогого парфюма

Этот специфический для нас запах, совершенно обычен для маленьких мастерских, которых совсем немного. Когда-то великий в 1996 году Jimmi Choo работал башмачником, пока силы сверху не подарили ему судьбоносную встречу с Тамарой Меллон, бывшим редактором раздела Vogue, посвященного аксессуарам. Такие подарки получают, увы, не все.

Дело мастера
Частная мастерская. Петербург 2009

В Петербурге частные мастерские и ателье можно пересчитать по пальцам. Зачем что-то шить и выдумывать, когда можно зайти в магазин и купить готовую вещь? Это раньше, в Советском Союзе, живя за «железным занавесом», страдая вечным дефицитом, ничего другого не оставалось, как кроить и шить буквально из подручных материалов. Так считают многие.

Но есть те, кто придерживается противоположной точки зрения. Те, кто не хочет покупать готовые, навязанные «высокой модой» вещи. В эпоху расцвета масс-маркета и fast-fashion таких людей становится всё больше. Это естественное сопротивление давлению среды. Они с удовольствием самостоятельно ходят по складам, выискивая необычные ткани и подбирая красивую фурнитуру. Они сами себе и Карл Лагерфельд, и Джимми Чу. Благодаря таким активистам и существуют немногочисленные ателье и мастерские.

Увы, большинство талантливых портных из ателье давно переквалифицировались в «домашних» или «частных», они работают на дому или в мастерской с накопленными за долгое время клиентами. Но и в ателье люди обращаются всё чаще, одни за чем-нибудь особенным, другие за привычным фасончиком, третьи просто имеют нестандартную фигуру, и ателье для них - единственное спасение.

Сшить вами придуманные платье и плащ, заменить серую подкладку пальто на цветную или одеть вас в костюм «снежинки», в конце концов, - для них дело простое. Имея немного фантазии и денег, можно выглядеть покруче многих it-girls. А самое главное - будет хорошо и комфортно в том, что подходит и по размеру, и по настроению.

Если набрать в яндексе что-то вроде «пошив обуви», высветятся сотни ссылок с телефонами и адресами. И почти всех этих мастерских и ателье уже или не существует, или они занимаются только ремонтом. Но одного мастера мне всё-таки удалось найти. Когда-то он сшил моей знакомой, которая занималась в модельной студии, туфли. В этих туфельках, она в своём номере «отфутболивала» в зал мячик и заняла первое место на конкурсе. Лет 20 назад у него было «имя» и свой, как принято сейчас говорить, лейбл. Сегодня он согласился лишь на короткий разговор.

Дело мастера
Частная мастерская. Петербург 2009

«Было и желание, и силы, и молодость. Была своя клиентура, которая знала толк в хорошей, качественной обуви. Сейчас же люди не готовы отдавать много денег за башмаки, выполненные индивидуальным мастером. Они часто не понимают, что это эксклюзивная работа, в которой можно воплотить все свои фантазии. Они считают, что если за 20.000 рублей можно купить Ferre или Armani, то я должен сделать обувь в два, а то и три раза дешевле. Так что работать так, как работают итальянцы, мы никогда не будем».

Действительно, Италия гордится своими мастерами и старается поддерживать частные ателье, чтобы те могли развиваться. У нас же о частниках не просто не помнят, их заваливают налоговой и бюрократической суматохой, а уж огромную аренду им просто не потянуть. Кто знает, может, при более удачном взаимодействии правительства и индивидуальных предпринимателей, в том числе начинающих, мы и смогли бы явить миру своих «Джимми Чу». В любом случае, выполнение обуви на заказ сегодня, когда «всё можно купить», не востребовано и очень невыгодно.

«Есть, конечно, люди, которые давно меня знают, для них иногда я что-то и выполняю… Недавно сшил туфли к свадьбе, туфли необычные, так как платье чёрно-белое. Ну и для дочерей, и жены шью… А иногда просто руки чешутся сделать что-нибудь…ну просто так...»

И пока мир сходит с ума и выбивается из сил, раскручивая «Лабутэны», такие мастера будут обеспечивать себе социальную защищённость починкой каблуков и набоек. Мы же, заглотнув очередную приманку fast-fashion, будем тратить драгоценные выходные на поиски того, что однажды где-то уже видели. А потом, устав от очередной беготни, добровольно увязнем в сетях, расставленных специалистами, по продвижению серийных товаров.

Александра Масленникова
фото автора

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама