Кино недели: «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама
  • 11.10.13
  • 5025

Кино недели: «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама

Психологический триллер Алекса ван Вармердама о злом демоне, разрушающем благополучие европейской семьи + еще три фильма о вторжении зла в мирную жизнь.

Священник принимает причастие, а затем с группой поддержки пытается изгнать из подземелья трех бездомных. Так начинается картина голландского режиссера Алекса ван Вармердама «Возмутитель спокойствия» (в оригинале – Borgman), вышедшая в российский прокат 10 октября. Распотрошить землянки и выкурить жертвы «охотникам» удалось, а вот поймать - нет: вооружившись мобильными телефонами, спортивными сумками и вполне приличными костюмами, бродяги разбегаются, кто куда. Главный «возмутитель», Боргман (Ян Бейвут), с длинной бородой и копной седых волос выглядит менее прилично из всей шайки и стучится во вторую попавшуюся дверь с целью принять ванну. С этого момента начинается череда жутких событий, которые приведут благополучное семейство к гибели.


Психологический триллер, мистическая драма, абсурдная пьеса, хоррор, фантастика – одним жанровым определением тут не отделаешься. Да это и не жанр вовсе. Культовый голландский режиссер, снявший, кроме этого, шесть полнометражных картин, выстраивает собственную вселенную абсурда, в которой есть место и социальной критике толерантного Запада и устройства буржуазной семьи, и театру (Вармердам – основатель легендерной театральной труппы «Hauser Orkater» и театральный режиссер), и психоаналитическим мотивам с обнаружением «жуткого» в повседневном, и религии, и мифологии.

Главный герой последней картины Вармердама – Камиль Боргман – воплощение зла, которое незаметно, но настойчиво проникает в дом и выгоняет наружу внутренних демонов, которые сидят в каждом из нас. Мы уже знали по фильмам Бунюэля, Ханеке и Триера, что агрессия сосредоточена в самых благополучных европейских странах и чуть что, норовит вырваться наружу, и «Возмутитель спокойствия» - еще одно тому подтверждение. Боргман становится просто катализатором в этой истории с крахом голландского семейства.

Обнаженный Боргман, сидя на груди у хозяйки дома, словно мифический инкуб, вызывает в ней жуткие сновидения и вместе с тем томление, благодаря которому она оставляет незнакомца в доме, но которое так и не разрешается к концу фильма.

Нанятый в качестве садовника, Камиль Боргман перепахивает искусственную лужайку возле дома, избавляясь от цветов и симпатичного пруда, спиливает деревья вокруг – в общем, совершает немыслимые манипуляции для последней сцены, причем, самой театральной из всей картины. Семейство же, завороженное харизмой незнакомца и мистической атмосферой, которая образовалась с его приходом, эти действия, похоже, даже не замечает. Жена не может дождаться близости с бродягой, а муж занят делами на работе и погоней за благополучием.

Спроектированный специально для фильма и построенный с нуля (бюджет фильма – три миллиона евро) дизайнерский дом, разрушенный сразу после съемок – тоже некий художественный жест, удваивающий идею разрушения европейского буржуазного благополучия, построенного собственными руками.

В целом в картине много деталей, которые выстраиваются в определенную цепочку смыслов и которые лучше разгадывать самим. Скажу одно: зрителя ждет самый некомфортный и невыносимый фильм из всех, что он видел за последнее время.


И еще три экзистенциальных триллера:

«Забавные игры» (1997), режиссер Михаэль Ханеке

В двери загородного дома стучатся два молодых человека в белых перчатках, чтобы по-соседски попросить яйца для завтрака. Хозяйка добродушно впускает с виду безобидных парней, но избавиться от них уже не сможет. Психическое насилие перерастает в физическое, и объяснения ему зритель так и не увидит. Культовый фильм австрийского режиссера, номинант на золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля-1997.

«Увидеть море» (1997), режиссер Франсуа Озон

Ранняя короткометражка Озона, снятая в один год с "Забавными играми". На берегу моря молодая женщина с младенцем ждет мужа, который вот-вот должен вернуться из Парижа в их загородный дом. В это время появляется странная незнакомка (Марина де Ван), которая просит хозяйку разрешения разбить палатку в саду. Женщина соглашается, от скуки пускает ее в дом и пытается подружиться. Наутро приехавший муж обнаруживает в палатке труп жены.

«Клык» (2009), режиссер Йоргос Лантимос

Семейная драма от греческого режиссера, победитель в номинации «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Образцовая семейная пара вырастила своих детей за высоким забором загородной виллы. Уже практически взрослые две дочки и сын никогда не бывали за пределами родного дома. По семейной легенде, они смогут его покинуть, когда выпадет клык (что, в общем-то, в их случае значит "когда рак на горе свистнет"). Для удовлетворения сексуальных потребностей сына в дом приглашают охранницу Кристину, которая вносит смуту в идеально спланированное существование греческой семьи.

Партнер рубрики "Кино недели" - Кино&Театр в Англетере.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама