Кино недели: «Жизнь Адель»
  • 08.11.13
  • 7877

Кино недели: «Жизнь Адель»

В российский прокат вышла лесбийская драма, получившая главный приз в Канне, - «Жизнь Адель».

Несмотря на длительность картины (три часа) и запретные для демонстрации (=пропаганды) в России темы, картина Абделатифа Кешиша все же вышла в прокат. Что же помешало милоновцам, пытавшимся запретить казалось бы безобидную выставку Чепменов в Эрмитаже и концерт Мадонны, погнать волну возмущения на этот намного более откровенный и «пропагандистский» фильм?

Безусловно, повлияла фестивальная судьба картины и признание ее всей мировой аудиторией. «Жизнь Адель» была удостоена золотой пальмовой ветви 66-го Каннского фестиваля и призом ФИПРЕССИ, а актерский дуэт Лии Сейду и дебютантки Адель Экзаркопулос был отмечен особо председателем жюри Стивеном Спилбергом.

С одной стороны, это было политическое событие, поскольку во время Каннского фестиваля однополые браки были легализованы во Франции. С другой – социальное признание темы и важный разговор о том, что есть норма в обществе и художественном творчестве.

Кратко о сюжете: 17-летняя школьница Адель идет на свидание с симпатичным старшеклассником, теряет с ним девственность, но чувствует себя никудышной «драной кошкой», пока не встречает эксцентричную синеволосую красавицу Эмму – студентку Высшей школы изящных искусств – и не влюбляется в нее по уши. Фильм показывает и драму взросления (за три часа картины проходит, по меньшей мере, пять лет жизни героини), и историю первой любви, страсти и первого разочарования. Эмма старше, она вводит Адель во взрослый мир – мир независимости и свободы, где можно носить синие волосы, не обращать внимания на социальные условности и реализовывать себя творчески. Адель робко, но стремительно отдается оглушительной силе нового чувства. Но, как это обычно бывает, любовники оказываются слишком разными: богемная художница Эмма, мечтающая о собственной выставке, и неуверенная в себе школьница Адель, грезящая преподаванием и работающая в детском саду. Кешиш подчеркивает социальное неравенство своими любимыми гастрономическими деталями: простые родители Адели каждый день едят макароны с томатным соусом, а буржуазные предки Эммы – устрицы с шампанским.

Итак, история не нова, и то, что в ней участвует гомосексуальная пара, нисколько не смущает – чувства у всех одинаковые. Гриф "18+" ей дан за радикальный показ сексуальности. За весь фильм мы видим, по меньшей мере, три десятиминутные (или около того) сцены лесбийского секса. И даже те, у кого нет проблем с какими бы то ни было табу, уже на пятой минуте беззастенчивого показа физиологического процесса начинают либо скучать, либо смущаться, либо убегают в туалет. На премьере в Петербурге в конце первого подобного эпизода одна зрительница не выдержала и покинула кинозал. Кто-то из аудитории кликнул ей вдогонку: «Женщина, куда же вы! Все уже закончилось!». Но нет. Нас ждало еще две таких же невыносимо долгих сцены. Надо отдать должное зрителям: больше никто не сбежал.

Адель Экзаркопулос и Леа Сейду в съемке для журнала Interview

Подобным хронометражем и вниманием к физиологическим подробностям (практически весь фильм снят на крупных планах) Кешиш, видимо, хотел придать большую достоверность истории. Но несмотря на возгласы кинокритиков о правдивости и реалистичности картины, по крайней мере, меня она не убедила. Пластиковые вагины в качестве бутафории если не буквально, то метафизически транслируют фейк. Больше половины кинорутины можно было бы спокойно вырезать, и тогда бы получилась добротная мелодрама.

Плюсы: красота и актерская точность актрис. В российских реалиях консервативно настроенного общества фильм Кешиша – важное политическое высказывание.

Минусы: хронометраж, затянутость, избыточность, ну, и для кого-то – чрезмерная физиологичность.

И еще три фильма о юных лесбиянках

«Небесные создания» (1994), режиссер Питер Джексон

Ранний фильм будущего режиссера «Властелина колец». Психологическая ретро-драма о дружбе двух 15-летних школьниц, перерастающая в лесбийскую любовь. Девушки одержимы фантазиями, мечтают стать писательницами и осваивают эпистолярный жанр. Желание быть вместе приводит к убийству матери одной из героинь. Фильм основан на реальных событиях.

«Покажи мне любовь» (1998), режиссер Лукас Мудиссон

Мелодрама шведского режиссера, известного по фильму "Лиля навсегда". В центре фильма - история взаимоотношений популярной в школе девочки Элин и новенькой Агнес - застенчивого том-боя, переехавшего с родителями в маленький провинциальный городок Омоль. Сначала подруги не подозревают о своей ориентации, потом подозревают, потом скрывают отношения от одноклассников, потом - от себя. И в конце происходит буквальный "камин аут" девушек из туалета: взявшись за руку, они громко заявляют: "что уставились? мы идем трахаться!". Обладатель двух премий Берлинского кинофестиваля.

«Мое лето любви» (2004), режиссер Павел Павликовский

Действия происходят - сюрприз - в маленьком городке, но уже в Англии. 16-летняя Мона живет с братом - новообращенным христианином - и умирает от безделья. Она встречает голубоглазую Тэмзин (Эмили Блант), томящуюся в скуке в большом доме. Все лето они проводят вместе: купаются в ручье, валяются топлесс в траве, ездят на мотоцикле и вместе спят. С наступлением осени их роману приходит конец.

Партнер рубрики "Кино недели" - Кино&Театр в Англетере.

Комментарии

Читать на эту тему