Добрые советы: Как выбрать сыр в магазине
  • 26.10.14
  • 16045

Добрые советы: Как выбрать сыр в магазине

Все мыши любят сыр – распространенный миф. С гораздо большим интересом грызуны едят фрукты или хлеб, то есть продукты без сильного запаха. А вот люди сыр действительно любят: в Греции, например, потребляется более 30 кг этого продукта на человека в год. В России показатели не такие большие, но с каждым годом они растут. Однако в магазинах такое разнообразие наименований, что начинающий «сыроед» легко может запутаться. На самые популярные вопросы покупателей ответил Валентин Грухин, совладелец проекта «Сырная Лавка».

Как выбрать сыр в магазине

Почему один и тот же сорт сыра по вкусу различается в зависимости от производителя?

«Существует много факторов, влияющих на вкус сыра: условия выдержки продукта, климат, – все влияет на разницу во вкусе. Но есть региональные сыры, то есть традиционные для данной местности. Например, камамбер и бри выпускают преимущественно во Франции, Gruyere – в Швейцарии, Cheddar – в Англии, а Parmigiano – в Италии. Такие сыры не могут различаться по вкусу, так как за их качеством следит консорциум производителей».

Российские сыры уступают по качеству иностранным?

«Да, российские сыры уступают им по качеству. Более того, за редким исключением, у нас нет аналогов западным наименованиям.

В России нет культуры производства и потребления сыра, она только зарождается, особенно если сравнивать ее с европейским подходом к сыроварению. Там эти традиции нарабатывались веками и передавались из поколения в поколение. В нашей же стране издавна хорошо делали сметану, творог, ряженку. В Советском Союзе задачи перед сыром ставились совершенно другие: это было быстрое производство «сырного продукта» по ГОСТам, это сложно назвать сыром. Он отличается от сыра тем, что при его изготовлении используются те же технологии, но вместо молока берут сухой концентрат и много консервантов.

Говорить сейчас о качестве отечественного продукта затруднительно: у нас все находится пока в стадии эксперимента и держится на энтузиазме. Так что сравнивать с европейскими производителями, у которых все поставлено на качественные производственные рельсы, не приходится.

У российского потебителя сыр ассоциируется с брусочком желтого цвета с маленькими глазками (в сыре дырок нет, они называются глазками) и непонятным вкусом. Настоящий сыр – это целая наука и культура, а то, что у нас лежит в брусках на прилавках российского производства, – чаще всего это непонятный сырный продукт. Это как с вином: дешевое делают из порошка, а действительно хорошее требует немалых усилий».

Как покупать сыр: в нарезке или единым куском?

«Есть! Покупать нужно только цельный кусок. Все остальное – масс-маркет и «бутербродный» вариант. Для сыра плохо долгое нахождение в вакуумной упаковке: оставив такой сыр, нарезанный тонким слайсом, через 20 минут он начнет превращаться в непонятно что.

Во Франции и Италии настоящие благородные сыры нарезаются кубиками от куска, что сохраняет вкусовые свойства, и является правильным способом употребления сыра».

Как выбрать сыр

По каким признакам можно понять, хороший это сыр или плохой, свежий или нет?

«Заветренность, потливость (выделение мокроты), засушенность – все это признаки того, что сыру не очень хорошо.

Если говорить о свежих сырах, таких как моцарелла, то потеря формы и появление слизи на верхнем слое говорит о том, что она испорчена.

Также порой ощущение мыльности во вкусе, указывает на то, что при производстве сыра недостаточно хорошо было подготовлено молоко.

Небольшой привкус аммиака у некоторых сыров считается нормой, например, у Sainte-Maure-de-Touraine, но если он становится очень резким, то это значит, что сыр старый».

Сильно ли сократились поставки сыров в Россию из-за санкций? Действительно ли сыр Valio так хорош, что его все обсуждают?

«Поставки сократились чрезвычайно сильно. А Valio все обсуждают, потому что его все знают, не более того».

С какой едой и напитками сочетается сыр?

«Сыр сочетается с фруктами и орехами и прекрасно дополняет вина. Так, швейцарский сыр Sbrinc восхитительно дополнит игристое белое. Но стоит помнить, что не все сыры сочетаются с красными винами. Например, Beemster XO будет забивать вкусовые рецепторы. Сыр может является и отдельным блюдом.

У нас считается, что сыр – это часть бутерброда. А на самом деле, не все сыры можно так употреблять. Это отдельный продукт, который надо уметь есть и уметь правильно радоваться ему».

Сыр, который дорого стоит, лучше более дешевых того же сорта?

«Вкус не зависит от стоимости. Вкус определят сыр, а не цена.

Если человеку нравится какой-то сыр, то почему нет. Ему может не понравиться сыр за пять тысяч рублей за килограмм. Здесь играет большую роль гастрономический опыт и готовность открывать что-то новое. Можно всю жизнь есть одну картошку, а потом узнать, что к ней есть соус. А потом можно узнать, что ее можно пожарить или сделать пюре. И такие открытия будут приводить к восторгу. Так и с сыром: можно всю жизнь есть три его вариации – «Российский», «Белорусский» и «Голландский» (хотя он к Голландии вообще отношения не имеет, он просто так назван) – а потом можно узнать, что сыры бывают с такими разными вкусовыми палитрами. И окажется, что не нужно есть этот сыр сразу 200 грамм, а достаточно нескольких небольших кусочков, но они принесут истинную радость.

Настоящий сыр по определению не может стоить дешево, потому что для его производства требуется молоко, причем качественное. Это, в свою очередь, требует хороших кормов, климата и коров. На производство 1 кг сыра, например, нужно иногда до 45 литров молока. А голова сыра весит по 10 кг. То есть себестоимость уже немаленькая. Потом важно, чтобы эта голова созревала в правильных условиях, специальные люди ее переворачивали, простукивали, чтобы не образовывались полости. В итоге, сыр, конечно, дешевым быть не может.

Почему-то люди, когда они идут в кафе и пьют там кофе за 100-200 рублей, их не смущает, что они платят такие деньги всего лишь за воду и 15 грамм перемолотого кофе. А 100 грамм сыра купить за те же 200 рублей они не хотят, потому что считают, что это дорого. Хотя он приехал из другой страны, годами вызревал и так далее… Это парадокс сознания покупателя».

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама