Ироническое посещение прошлого: летний фуТуризм
  • 15.07.08
  • 447

Ироническое посещение прошлого: летний фуТуризм

Все, что требовалось от колобка, - выжить. Все, что требуется от Эрмитажа, - быть связующим звеном между искусством и человеком. Колобок играючи катался лицом по лесным дорожкам. Эрмитаж рассекает по бескрайним и таким модным в России скоростным трассам Модерна



История колобка закончилась весьма печально. История Эрмитажа пока даже не начиналась, но порой уже хочется, чтобы она «закончилась». Государственный Эрмитаж подсунул нам очередного Колобка: Хорасио Гарсию Росси и группу GRAV, назвав все это «Геометрией фантастического пространства». Посмотреть на него можно до 14 сентября 2008. Захватите с собой зонт, и, надеюсь, вы знаете, где находится Эрмитаж…

В 1985 году, когда основателю оп-арта Виктору Вазарели исполнилось семьдесят девять лет, его спросили, как он представляет себе искусство будущего. «Абстрактное искусство будущего, - ответил художник - будет стремиться к всеобщей универсальности разума; живописная техника начнет развиваться параллельно техническому прогрессу; прикосновение искусства станет имперсональным и даже зашифрованным…» Он ошибся…

Ироническое посещение прошлого: летний фуТуризмВ 2008 году у него уже никто ничего не спросит, его уже нет. Теперь его и его последователей по визуальным экспериментам, в нашем случае группу GRAV (Groupe de Recherche d’Art Visuel), будут без конца возить по музеям, заученно приговаривая «это абстрактная живопись с четко очерченными формами, рассчитанными на создание оптических эффектов и иллюзий, которые можно усилить, если поменять угол зрения и перемещаться, глядя на картину». В это время какой-нибудь русский, лет двадцати пяти, перемещаясь к «Электрическому светоцвету» (Хорасио Гарсиа Росси), неожиданно скажет: «Да это же дартс», - и колонна, смеясь, плавно тронется к театрам, экскурсиям, сосискам и горячо любимым магазинам модной или не очень одежды.

Оп-арт, не путать с поп-артом, появился в Европе, где в 1950-е годы реабилитируют традицию Баухауз, смычку искусства с дизайном, для построения подлинно современной городской среды. Самым знаменитым художником Европы становится парижский венгр Вазарели, который еще в 1920-1930 годах обучался в отделении Баухауза, основанном в Будапеште. Вазарели и его последователи, коллеги видели свою цель в достижении кинетической живописи, в переходе от неподвижного картинного плана к иллюзорной пространственной динамике живописных орнаментов. В итоге получалось гигантское нагромождение уже без того громоздких терминов в нескончаемых манифестах и полотна, напоминающие «информационные пузыри», как говорили о картинах протагонисты тогда еще модного течения.

Ироническое посещение прошлого: летний фуТуризмЭрмитаж не трудно понять, лето, пора отпусков, постоянно необходимо что-то новое, и вот Хорасио Гарсиа Росси и группа GRAV - новинка сезона весна-лето 2008. Не беда, что никто даже представить себе не может, кто это. Внушительная пресс-конференция, шампанское-фуршет, зашкаливающий по количеству слов анонс, весь в хвалебных одах, и дело сделано. Можно, конечно, было бы поп-арт «завезти», да он в Москве (выставка работ Энди Уорхола в Московском Государственном центре современного искусства с 5 августа). Обойдемся оп-артом. Франсуа Морелле, Виктор Вазарели и его сын Жан-Пьер Ивараль, Хорасио Гарсиа Росси, Хулио Ле Парк, Франсиско Собрино, Жоэль Стейн – кто они? Представители оп-арта или оптического искусства, построенного на законах геометрии и дизайна. Оп-арта, который в первое половине 1960-х годов выглядел тем самым отвлеченным «возвышающим обманом». Того самого оп-арта, который так хотелось выдумать, чтобы хоть как-то заслониться от катастрофической реальности поп-арта…

Теперь. Точнее сейчас мода на оп-арт давно прошла, картины заняли почетное место в частных и музейных коллекциях, идеи позабылись, поистерлись, да просто исчезли. Полотна теперь вяло гастролируют по объятым пространствам земного шара, развлекая любителей дартса в очередной стране людоедов. Хорасио Гарсиа Росси и группа GRAV — это как продолжение «Поисков визуального кинетизма», выставки проходившей два года назад все в том же Эрмитаже. Ну, вы же понимаете, я уже говорил: лето, пора отпусков, мода на сиквелы. Театр. Музей. Магазин.

июль 2008
Созонов Владимир


Читайте также в журнале BE-IN:
Архикванты, космопоиск и женщины в жизни Ленина
Отрыв. Других «пороков» обнаружено не было
Art Biotech

Комментарии

Читать на эту тему

Bali Fashion Week
  • 24 августа 2008

Bali Fashion Week

WHO’S NEXT
  • 29 августа 2008

WHO’S NEXT

Реклама