Ешь ананасы! Рябчиков жуй!
  • 24.10.08
  • 254

Ешь ананасы! Рябчиков жуй!

Автор опер и балетов, музыки для кино и компьютерных игр выступает в Москве и Петербурге со своим инструментальным ансамблем

Концерты Майкла Найман в Санкт-Петербурге и Москве

Английский музыковед Майкл Найман — еще и сочинитель завораживающей музыки. Нотка к нотке ткет он из звуков свои золотые вышивки. Теплые, закругленные мотивы повторяются десятки, сотни раз. Как если бы нам хотелось, «чтобы лето не кончалось», и теплые деньки текли бы один за другим бесконечно, а осень прилепилась бы к горизонту, вечно удаляясь от нас вместе с ним. Бесконечные повторы одного и того же, когда музыка останавливает время (разумеется, не хронометрическое, а наше внутреннее, психологическое), называются репетиционной техникой — основным приемом музыкального минимализма. Как прекрасно, к примеру, трезвучие до мажор. Повторим его еще раз и еще. С каждым повторением радость несколько притупляется, но уступает место более устойчивому чувству блаженной сладости. Это звуковая нега, в которой душа расслабляется так же, как бездвижное тело в теплом соленом море.

Музыка Наймана буржуазна. Потому что каким бы эмоциональным аффектам она ни служила, она никогда не нарушает главного условия всего буржуазного — комфорта, в данном случае акустического. Какая бы эта музыка ни была, даже если трагическая — она всегда приятна. Стоит ли говорить, что Майкл Найман поэтому обожаем всеми, кроме, разве что, своих коллег-неминималистов. Они считают его продукцию поточной, серийной, лишенной индивидуальности. А его — прагматичным ремесленником. Зато Майкла Наймана любят кинорежиссеры. Ведь минимализм малоинформативен, зато энергоемок. А это формула всякого хорошего саундтрека.

Буржуазность ценит еще одно качество — стабильность. Конвейерное воспроизводство нот — адекватный звуковой эквивалент стабильности. А когда все хорошо налажено, наступает черед следующей ценности — респектабельности. В этом смысле белоколонный зал Дворянского собрания — хороший наряд для опусов Наймана. Кто желает отведать респектабельной музыки, добро пожаловать, дамы и господа!
 





Москва, КЗ имени Чайковского, 1 ноября 2008

Санкт-Петербург, Большой зал Филармонии, 2 ноября 2008, начало в 19.00

Слова: Владимир Раннев

Этот и другие материалы ищите в свежем номере журнала «Театральный Петербург» (№ 159, первая половина ноября 2008)
 

Комментарии

Читать на эту тему