Трасса М4. Ростов - Москва

Трасса М4. Ростов - Москва

с 18.10 по 1.12

Галерея Марата Гельмана

Галерея «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана» совместно с галереей 16thLINE (г. Ростов-на-Дону) представляют проект «Трасса М4»

Ростов-на-Дону имеет богатую биографию именно по части изящных искусств, словесности, театра и музицирования, а также почтенный список именитых авторов, весьма заметных на отечественном культурном ландшафте, в прошлом и настоящем. Назову лишь некоторых из них; недалеко от Ростова, а именно в Таганроге, родился Чехов, из Нахичивани, пригорода, родом Мартирос Сарьян, наследник фовизма, в 20-е годы здесь сочиняли и выступали перед публикой в кафе «Подвал поэтов», поэты-ничевоки, аналог европейской группировки «ДА-ДА». Уже значительно позже, начинали такие режиссеры, как Анатолий Васильев и почти уже в наши дни Кирилл Серебрянников. В перестроичное время, здесь весьма активно действовал рок-клуб, поэтическая группа «Заозерная школа» и товарищество художников «Искусство или смерть».

Ростовский художественный десант сегодня представляют уже не новички, но новое поколение ростовских художников. Каково это поколение и что происходит на ростовской артистической сцене? Ответом на этот вопрос станет сама. Вместе с тем, необходимо констатировать, что представленные работы не демонстрируют какой-то общей тенденции или одного направления, но свидетельствуют о том, что все авторы благополучно разбрелись по своим «художественным квартирам», и каждый занимается своим делом. Наверно это лишь показатель зрелости, с одной стороны, но с другой, - общей атомизации художественного процесса, которая заметна повсеместно, в том числе и в метрополии, и этим как раз ростовская сцена почти ничем не отличается от столичной. Но с другой стороны, это также указывает и на то, что налицо отсутствие площадки для всестороннего обсуждения ситуации, а также ее адекватного и глубокого анализа. И это понятно, поскольку наличие специальных изданий и обзорных критических статей о текущем положении дел в современном искусстве, там, в Ростове-на-Дону представляется крайне проблематичным. Собственно этот интеллектуальный вакуум провоцирует и вынуждает многих к отъезду в поисках адекватной и живой художественной и критической среды, которая всегда являлась необходимым условием для индивидуального роста.

Участники проекта действительно очень разные.

Александр Селиванов в своих работах продолжает известную и уже подробно музеефицированную традицию минимализма в живописи. В каком-то смысле, другой автор, Алексей Хамов тоже не чужд большого наследия абстракционизма, хотя его сектор внимания несколько иной, это ташизм и живопись действия. Однако в данном случае, рецепт Хамова не так прост. Одним из важных ингредиентов авторской стратегии является концептуалистский подход и переход в сторону инсталляции. Другой участник проекта, - это творческий дуэт «Белка и Стрелка» (Светлана Песецкая и Виктория Барвенко), к слову уже не первый год сотрудничает с легендарным арт-движением «Флуксус»(FLUXUS), и это сотрудничество крайне благотворно сказывается на результатах их художественного проектирования, особенно в таком непростом жанре, как объект.

И уж коль скоро обзор коснулся арт-группировок, то в Ростове они существуют и действуют, в жанре стрит-арта, художественной провокации и перформанса. Это - группа «Сито», а также «Жаба и Чорт»(«своеобразная цитата из «Бубнового Валета»). Группу «Жаба и Чорт» организовал Олег Устинов, который практикует в своих работах kick-art (удар), чтороднит его с известной эксперементальной японской группой «Гутай».

Нельзя не отметить, также группу «Прачечная», в составе Маши Богораз, Елены Лапко, Карины Ивановой и Инны Федоровой. Они продвигают гендерную тематику в своих социальных перформансах и акциях, что в контексте сложившихся условий весьма похвально и заслуживает уважения, учитывая тамошние умонастроения.

В заключении хочу упомянуть еще двух авторов, которые нечасто, скажем так, замечены в публичной художественной жизни, но вместе с тем, работы их любопытны и важны для понимания локального контекста. Михаил Басов занимается фотографией, делает кино и видео арт. Темой его эстетических изысканий является «гений места», с одной стороны, а с другой, его культурный бэкграунд и рефлексия. Вадим Мурин, являясь безусловно пластическим художником, тяготеет в своем искусстве к трансавангарду, что обусловлено царящей в окружении эклектикой и предпочтении низкого жанра. Но вместе с тем, в его арт-объектах налицо неожиданные смысловые коллизии и острая, подчас провокативная метафора.

Подводя итог, хочется надеяться, что московские гастроли артистического десанта из Ростова-на-Дону не останутся незамеченными не только для столичной публики, но прежде всего и для художественного сообщества. И не беда, что возможно это событие вызовет нелицеприятную критику и даже острую полемику, скорее наоборот, такая реакция, есть не что иное, как необходимость публичной площадки для обсуждения художественного процесса. И это важно и ценно не только для Ростова и Москвы, но для всего российского художественного сообщества. И только тогда «Трасса М4» активно заработает в обратную сторону, и уже ответный московский художественный десант высадится на донском берегу.

Комментарии