Казимир Малевич. До и после квадрата

Казимир Малевич. До и после квадрата

с 5.12 по 1.02

Русский музей, Мраморный дворец

В Русском музее открывается выставка "Казимир Малевич. До и после квадрата"

100 лет назад в России возникла новая художественная идея в изобразительном искусстве, впоследствии получившая название «супрематизм» (от латинского слова «supremus» - высший). Ее создателем был Казимир Малевич. Впервые эта идея получила свое воплощение в театральной постановке. В начале декабря 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера авангардной оперы «Победа над Солнцем», костюмы и декорации для которой были выполнены по эскизам Малевича. Во втором акте спектакля актеры разрывали занавес, на котором Солнце изображалось не красным и круглым, как обычно, а черным и квадратным. Тем самым авторы (либретто - Алексей Крученых; музыка - Михаил Матюшин) выражали своё отношение, в том числе и к привычным художественным ценностям. Ставший для Малевича эмблематичным, Черный квадрат, замещающий собой солнечный круг, символизировал победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. В 1915 году «Черный квадрат» уже был показан как станковое произведение, с которого в России началось активное движение к одной из форм абстрактного искусства, оказавшей влияние и на мировую культуру.

Выставка в Русском музее посвящена двум этапам творчества Казимира Малевича: до и после «Черного квадрата». На выставке демонстрируются костюмы, выполненные специально для Русского музея студентами СПбГХПА им. А.Л. Штиглица под руководством Ольги Калашниковой по авторским эскизам, с использованием технологий, близких к оригинальным.

Русский музей располагает самой большой в мире коллекцией работ Казимира Малевича, насчитывающей 101 произведение живописи, более 50 графических работ, два архитектона и образцы прикладного искусства. На выставке представлено около 100 экспонатов, включая эскизы костюмов и декораций.

На экране будет транслироваться видеозапись оперы, а рядом - экспонироваться костюмы к опере, выполненные по эскизам Малевича, по технологиям, близким к оригинальным.

Комментарии