Скафандр и бабочка / Scaphandre et le papillon, Le
  • 20.03.08
  • 1322

Скафандр и бабочка / Scaphandre et le papillon, Le

Скафандр и бабочка. Рецензия на фильмРежиссёр: Джулиан Шнабель
Сценарист: Жан-Доминик Боби, Рональд Харвуд
В ролях: Матье Амальрик, Эмманюэль Сенье, Макс фон Зюдов, Хиам Аббасс, Мари-Жозе Крозе, Эмма де Коне, Тео Сампайо, Фьорелла Кампанелла
Производство: Франция-США, 2007
Жанр: драма

Фильм идёт в киотеатре Аврора



Когда открываешь глаза и понимаешь, что тело отказало, а окружающие тебя не слышат, тут уж не до шуток. И пусть все вокруг предельно милы и внимательны, а доктор говорит только правду и обещает привести логопеда и психиатра, двух очаровательных красавиц, легче от этого не становится. Тебя прежнего - модного, стильного, преуспевающего Казановы - больше нет. Отныне можно расставлять периоды жизни по местам, а иногда разбивать их в отчаянии и рыдать над осколками. Научиться как-то игнорировать замечания «говорят, он превратился в овощ» и продолжать любить.

Скафандр и бабочка. Рецензия на фильм



«Скафандр и бабочка» стал фильмом еще до того, как он был снят. Внутреннее состояние полностью парализованного человека – уже целый фильм. И неважно, кто ты – харизматичный интеллектуал, редактор всемирно известного журнала Elle Жан-Доминик Боби или тихий проповедник из соседней церкви. Твои имя и статус стерты из общей карты памяти, теперь только километры воспоминаний, длительные путешествия во сне, по переулкам бессознательного.

Однако, во французском госпитале для реально существовавшего Доминика, впавшего в «бодрствующую кому» нашли выход. Он заново освоил азбуку и единственным работающим глазом надиктовал целую книгу о том, каково это - быть заключенным в свое тело, словно в скафандр навеки. Работа длиною в вечность – мигать на правильную букву, чтобы поведать миру о своих чувствах.

Скафандр и бабочка. Рецензия на фильм

Спасибо оператору (Януш Камински, обладатель двух Оскаров, любимчик Спилберга) - тотальная беспомощность перед лицом внезапной катастрофы ощущается здесь с непреложностью, совершенно физически. Большую часть фильма зритель видит то же, что и герой; объективная съемка чередуется с субъективной. Мы словно встроены в камеру, а потому сначала придется пережить размытые лица и прочувствовать, как иголка с ниткой, зашивая глаз, вторгается в веко. Затем чуть легче – взгляд сверху - на перекошенное лицо Жана-Доминика, которого играет Мэтью Амарлик. Глазу актера поставлена сверхзадача – изобразить различные душевные состояния, и ему это чудесным образом удается. Непревзойденный Макс фон Сюдов (стареющий и немощный отец героя) выглядит на всем этом фоне не таким безусловно гениальным.

Фильм «Скафандр и бабочка» был представлен к Оскару в четырех номинациях, и это тот самый случай, когда высшая кинонаграда была бы оправдана. Всё-таки в Каннах Юлиан Шнабель, автор живописных и ярких фильмов «Баския» и «Пока не наступит ночь», получил приз за режиссуру заслуженно. Ведь на этот раз он совершил почти непостижимое – заставил нас поверить, что пока мы мыслим, мы не только существуем, но и можем наслаждаться жизнью, даже если это на первый взгляд совершенно невозможно.

Скафандр и бабочка. Рецензия на фильм



март 2008,
Нина Асташкина

Комментарии

Читать на эту тему