Кинопримерочная: шляпки и кровавый режим
  • 25.05.12
  • 918

Кинопримерочная: шляпки и кровавый режим

В связи с возрождением интереса к имени Эльзы Скиапарелли  и предстоящим визитом Терри Гиллиама в Россию смотрим фильм Гиллиама "Бразилия", костюмы в котором созданы под влиянием творчества Скиапарелли

В музее "Метрополитен" проходит выставка, посвященная Эльзе Скиапарелли, а владелец дома Schiaparelli уже давно поговаривает о возвращении марки в мир моды. Причем в последнее время, кажется, от разговоров он перешел непосредственно к делу. Кто бы ни стал креативным директором, мы надеемся, что вдохновение он станет искать в том же месте, где брала идеи сама художница, дизайнер и интереснейшая личность. Именно поэтому сегодня мы не будем говорить о фильмах, героев которых одевала сама Скиапарелли, а разберем тот, где художник по костюмам под вдохновением ее работ создал нечто свое.

Фильм "Бразилия", 1985 год

Режиссер: Терри Гиллиам

В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Иэн Холм, Боб Хоскинс

Художник по костюмам: Джеймс Эчисон

Постер к фильму Источник: Hdclub.ua

Так получилось, что на этой неделе мы продолжаем поднятую ранее тему антиутопий. В картине "Бразилия" процитирована не только Эльза Скиапарелли. Декорации города напоминают о "Метрополисе", кинематографической антиутопии Фрица Ланга 1927 года. Лента "Бразилия", съёмки которой велись в 1984 году, изначально должна была называться "1984 ½", офис министра информации располагается на 84-м этаже и номер постоянно фигурирующей в сюжете справки совпадает с номером дома, в котором жил Джордж Оруэлл, когда писал свой роман.

Маленький человек по имени Сэм Лаури живет в громадном, стремящемся ввысь городе будущего, населенном людьми, безнадежно разобщенными и поделенными на никогда не пересекающиеся друг с другом классы. Сам Сэм, будучи сыном влиятельной богатой женщины, довольствуется ролью клерка в кафкианской конторе, соседствуя с множеством своих копий в таких же костюмах и наверняка так же и живущих. Нудная работа и не особенно комфортные условия проживания не досаждают Сэму: главная часть его существования проходит во сне, где он, широкоплечий и мужественный, встречается с прекрасной длинноволосой девушкой на фоне голубого неба и зеленых равнин.

В ходе истории, все больше отсылающей к произведениям Кафки, Сэм встречает эту девушку в реальной жизни. Поскольку бюрократически-кровавая действительность слабо напоминает идиллический пейзаж, у влюбленного клерка и его дамы его сердца возникает масса проблем, которые они и решают с переменным успехом.

 

Оформлена картина в жанре "ретро-футуризм" или "научно-фантастический нуар", то есть все выглядит таким, каким могло бы быть в сильно модернизированные сороковые годы. Создатели фильма придавали огромное значение каждой детали: обратите внимание на печатные машинки-компьютеры с линзой перед монитором и винтажные автомобили с откидывающейся вбок, будто крышка шкатулки, верхней частью; вчитайтесь в лозунги на плакатах и разглядите портреты кинодив прошлого над кроватью Сэма. Жители города одеты по моде тех времен: у мужчин свободные пиджаки с широкими плечами и шляпы, а женщины... О женщинах разговор отдельный.

В багаже художника по костюмам Джеймса Эчисона  "Спайдермэн", "Франкенштейн", "Горец", "Человек в железной маске", "Грозовой перевал". За "Опасные связи", "Последнего императора" и "Королевскую милость" он получил Оскара. С Терри Гиллиамом дизайнер работал, когда тот еще был членом объединения "Монти Пайтон".

В "Бразилии" буквально все кричит об искаженном восприятии действительности. Не удивительно, что при создании одежды Эчисон вдохновлялся творчеством Эльзы Скиапарелли (1890-1973), дружившую со многими художниками-сюрреалистами своего времени. Хорошо одетое высшее общество окружает мать Сэма, которую он видит довольно редко. В костюмах женщин можно увидеть не только образы и настроение времён Скиапарелли, но и конкретные детали. Меховые горжетки, туфли с перемычкой и, конечно, фантастические шляпки, которые были одним из любимых объектов Эльзы. Она украшала их цветами и бабочками, придавала им вид отбивной, телескопа или туфли. В одном из эпизодов мать Сэма появляется в леопардовом жакете с модной и сегодня баской. На голове её классическая шляпка-туфелька.

Мать Сэма с подругойМать Сэма с подругой - жертвой пластической хирургии. Источник: mubi.com

Остальные дамы не отстают: на экране появляется лилово-голубая шляпа с вуалью, что напоминает орхидею, шляпа-цветок с меховыми шариками, шляпа-бант. Вечерние наряды, ярких цветов, с рассыпанными тут и там блестками, дают представление о том, в каком мире живут отгородившиеся от проблем общества сливки, а причудливо переплетенные корсеты в дорогом магазине нижнего белья заставляют даже немного завидовать героиням созданного Гиллиамом и Эчисоном мира.

Ключевая часть сюжета - сны Сэма, где он, одетый в крылатые, имитирующие мощную мускулатуру латы, встречается с укутанной в прозрачные ткани возлюбленной, возвращая нас и себя к иллюзиям эпохи Возрождения - ангелам, прекрасным девам и выступающим на фоне далеких гор замкам. В этих снах нет места ни молодым служащим, похожих на итонских мальчиков, ни полицейским, напоминающим эсэсовцев, ни дам в фантастических шляпках, не желающих воспринимать действительность. 

Терри Гиллиам говорил, что ему приходило множество писем из разных уголков мира, жители которых узнавали в фильме свою страну.

Шляпа Schiaparelli Шляпа-туфля, созданная в сотрудничестве с Сальвадором Дали

 

Несмотря на то, что разговор наш был о шляпках, мы надеемся, что "Бразилия" заставит вас задуматься не только о них. Хороших выходных!

Комментарии

Читать на эту тему