Основатель марки Homo Consommatus – об особенностях дизайнерского образования в России
  • 29.10.15
  • 2978

Основатель марки Homo Consommatus – об особенностях дизайнерского образования в России

Вопрос образования в России в принципе очень спорный. Но если о юридических, например, или экономических специальностях говорят и пишут много, то о творческих информации значительно меньше. Алексей Сорокин, дизайнер марки Homo Consommatus в свое время учился и в техническом, и в художественном ВУЗах, потом преподавал. В интервью он дает советы тем, кто хочет стать дизайнером, рассуждает о состоянии модной индустрии и образования в России, делится опытом.

Алексей Сорокин,
основатель марки Homo Consommatus

«После школы я поступил в Костромской государственный технологический университет на профиль «Дизайн костюма» на базе швейной кафедры. Там мне дали сильную техническую базу – с утра до ночи нам преподавали теоретические основы, конструирование, мы ставили различные опыты. Художественные дисциплины тоже были, но их преподавали хуже, чем в Академии им. А.Л. Штиглица, куда я поступил после. Все-таки «Муха» – старейшая школа, а потому на порядок лучше большинства.

В то время я постоянно ездил на конкурсы молодых дизайнеров в Москву и Санкт-Петербург. В один из таких приездов – шел отборочный тур «Русского силуэта» – перепутал даты и оказался в Питере раньше на месяц. Тусовался в городе все это время, смотрел на защиты дипломов, помогал выпускникам «Мухи» и в итоге решил остаться насовсем. Забрал документы из КГТУ после трех лет обучения и перевелся в Академию им. А.Л. Штиглица.

Контраст между двумя системами обучения оказался сильным. В КГТУ дисциплина была жесткая. В «Мухе», как в общем в любом художественном ВУЗе, можно было появляться только на сессиях. В КГТУ учеба шла строго по расписанию с 9:00 до 15:00, в «Мухе» первого сентября говорят: «Приходи недели через две – преподаватели и студенты к этому времени подтянутся».

«»

Дело в том, что у нас мода бизнесом стала совсем недавно. Поэтому художественная составляющая в системе образования сильна, бизнес – нет. Мода в России не воспринимается серьезно, только как удовлетворение личных амбиций.



Безусловное преимущество Академии им. А.Л. Штиглица – сильные преподаватели. Рука набивается моментально. Живопись преподают скорее декоративную, чем классическую. Еще – очень интересные лекции по истории искусств. Конечно, большая часть знаний из головы уже выветрилась, но осталась база – понимание основных направлений, стилей. Все – начиная с основ, с классики. По многим современным дизайнерам видно, что им этого бэкграунда не хватает. Они просто плавают в море информации, которую получают в основном из сети.

Примерно через год после поступления я начал работать в Bosco – тогда только открылся двухэтажный магазин на Невском проспекте. Я решил, что хочу попробовать поработать в индустрии. Мне нравилось, что ВУЗ дает возможность учиться и одновременно практиковаться, смотреть, как это все работает в действительности. Многие студенты были сильно оторваны от реальности. Их кругозор ограничивался собственными представлениями о прекрасном, они не рассматривали моду как индустрию.

Homo Consommatus

Сам я тоже преподавал. Старался лекцию ограничить тридцатью минутами, а потом разговаривать со студентами. Важно, чтобы они не просто слушали, не просто потребляли информацию, а сами думали: высказывали свое мнение, спорили, предлагали решения.

До диплома, правда, из шести дошли только двое. Сначала меня это очень расстроило, но потом я подумал, что это естественно. Кто-то был сильно увлечен личной жизнью, кто-то уезжал учиться за границу, кто-то понимал, что ошибся с выбором. Но двое то закончили. Причем у них интерес к профессии возник в процессе учебы. Больше всего им нравилось, что я рассказываю о своем опыте – так было легче делать конкретные выводы.

«»

Большинство сейчас скорее дизайнеры-стилисты, нежели дизайнеры-художники. Это такая протестная история – «мы не умеем, но все равно сделаем».


Моде как бизнесу в России не учат нигде. Все эти механизмы можно понять только на практике. За границей есть полноценная индустрия, там, помимо дизайнеров, готовят целый ряд специалистов. У нас учат на швей, конструкторов и дизайнеров. Результатов попыток частных школ изменить ситуацию я не вижу. Дело в том, что у нас мода бизнесом стала совсем недавно. Поэтому художественная составляющая в системе образования сильна, бизнес – нет. Мода в России не воспринимается серьезно, только как удовлетворение личных амбиций.

Homo Consommatus

Ситуация в индустрии, однако, меняется. Появляется множество новых дизайнеров, которые активно фигурируют в информационном пространстве. Значит, появляется конкурентная среда. У тех, кто перевалил за пятилетие или десятилетие, уже есть международные успехи. Но большинство сейчас скорее дизайнеры-стилисты, нежели дизайнеры-художники. Это такая протестная история – «мы не умеем, но все равно сделаем». Заслуженным профессионалом я могу назвать, пожалуй, только Вику Газинскую.

Тут проблема даже не в образовании, а в самом обществе. Большинство студентов даже на втором курсе еще не понимает, зачем они это делают: для родителей, ради корочки или потому что страшно идти против системы. Качество образования должно зависеть от качества образовывающихся, только тогда оно будет отвечать духу времени и запросам общества.

«»

За границей и у нас разница в восприятии моды кардинальная. У них – отсутствие границ, у нас – мастодонты, дизайнеры старой школы и преподаватели со множеством ученых степеней. К ним не прикоснуться, они окружили себя атрибутами.


За счет интернета мы живем в общем информационном пространстве. Но студенты находятся в ограниченной среде, и во время обучения их еще больше ограничивают – возникает диссонанс. Многие начинают думать: «Я могу понять это и сам». Нет аспекта глобальности – готовить надо не узкопрофильных специалистов для страны, а специалистов, которые могут стать частью мировой индустрии. Надо объяснять, что все знания, которые тебе дают в ВУЗе, – это временная ступень, не аксиома. На самом деле границ нет.

В 2007 году я присутствовал на выпускном в Central Saint Martins, и меня поразила вечеринка после официальной части. На ней были все студенты и все преподаватели – они вместе танцевали на столах и порой было невозможно понять, кто тут кто. Уже тогда я понял, что за границей и у нас разница в восприятии моды кардинальная. У них – отсутствие границ, у нас – мастодонты, дизайнеры старой школы и преподаватели со множеством ученых степеней. К ним не прикоснуться, они окружили себя атрибутами. Они – все, студенты – ничто. На самом деле важны передача опыта, обратная связь, взаимная подпитка – это должно проходить через поколения. В моде это очень важно.

Homo Consommatus

Российским выпускникам, которые хотят стать дизайнерами, я бы все же посоветовал поступать в учебные заведения, которые дают хорошую техническую базу. Развивая творческое видение, никогда не выработать дисциплины, которая очень важна в бизнесе. Когда не можешь организовать себя, не сможешь организовать команду и наладить производственный процесс.

И, конечно, в эту сферу должны идти люди, которые проявляли творческие способности уже в юности, хотя бы учились в художественной школе. Мне не близок подход людей, которые ищут финансовую возможность и, будучи экономистами, решают стать дизайнерами. Важно не заблуждаться».

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама