Sample: Никола Пуссен «Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром»
  • 17.11.14
  • 2106

Sample: Никола Пуссен «Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром»

Завтра, 18 ноября, в Пушкинском музее Москвы откроется одна из самых значительных выставок в этом году. Крупнейший в Австрии музей Альбертино привез в столицу 84 рисунка французских мастеров конца XVI – середины XIX века. Среди них и нежные работы мастеров рококо Жана-Батиста Греза, Франсуа Буше и Жана-Оноре Фрагонара, и монументальные листы классицистов Никола Пуссена и Клода Лоррена.

Франсуа Буше «Венера с Амуром и голубями»

Интерес к классицизму стали проявлять в Европе с конца XVI века, когда в итальянской Болонье создали новую программу обучения художников. Согласно ей, молодые дарования теперь должны были ориентироваться на искусство античности, которое называли классическим. Отсюда и название стиля. Никола Пуссен, французский художник XVII века, стал центральной фигурой нового направления.

Большинство художников классицизма писали картины либо на мифологические сюжеты, либо на тему подвигов античных военачальников и героев. Поэтому почти все мастера того времени ездили в Италию, чтобы познакомиться с древнеримской культурой. Пуссен не был исключением: большую часть жизни он провел именно там.

В 1630-е годы французский художник особенно часто рисовал нимф и фавнов. Часто в контурах их фигур искусствоведы угадывают древнегреческие статуи: художники в те времена срисовывали памятники и затем составляли из них композиции. Так, например, изображение младенца и нимфы явно отсылают зрителя к античному наследию. Однако, интересно изображение козла – это не самый типичный элемент классицизма.

Никола Пуссен «Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром», около 1626 года

Пуссен нарисовал «Нимфу, седлающую козла, с сатиром и спящим амуром» в 1626 – 1627 годах, находясь в Риме. В основном рисунок сделан сангиной, или как ее еще называют, красным мелом. Эта техника была популярной у художников эпохи Возрождения. Сангина выглядела как небольшая палочка, напоминающая детский мелок. Ее цветовая гамма варьировалась от светло-коричневого до темно-красных тонов. Обычно ей рисовали человеческие тела из-за схожести цвета.

Пуссен сочетает сангину с коричневой тушью. Тушь делали из разведенной сажи, а для рисования использовали перо – штрих получался более тонким и точным. Поэтому обычно тушью прорисовывали мелкие детали.

Для рисунков Пуссена характерна монументальность: если деревья, то большие, а если пейзаж, то обязательно со скалами или руинами. Главный сюжет у художника почти всегда будет в центре. Дополнительно он выделял его цветом и светом, в данном случае – более тщательной прорисовкой. В произведениях классицизма не могло быть неоднозначности в том, кто главный персонаж на картине, как это затем будет у романтиков или импрессионистов, здесь все должно быть ясно для зрителя. Однако, вскоре знати начали надоедать героические картины классицистов, и все большую популярность начало набирать искусство рококо, а вместе с ним и нежные и игривые рисунки Буше и Фрагонара. Изменения вкусов XVII – XVIII веков посетители смогут увидеть на выставке в Пушкинском музее.

Франсуа Буше «Венера с Амуром и голубями»

Комментарии

Читать на эту тему