«Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана
  • 17.07.07
  • 543

«Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана

140-минутный байопик великой Эдит Пиаф. Фильм не без огрехов, но бесконечно трогательный. Только в кинотеатре "Аврора"


«Жизнь в розовом цвете» (La Mome)
Франция-Великобритания-Чехия, 2007
Режиссёр – Оливье Даан
В ролях: Марион Котийар, Сильвии Тестю, Паскаль Грегори, Жан-Поль Рув, Жан-Пьер Мартенс, Жерар Депардье
Жанр: биографическая драма
Только в кинотеатре «Аврора» - с 12 июля
www.avrora.spb.ru


Фильм «Жизнь в розовом цвете», режиссер Оливье Даан, рецензияЖизнь и судьба Эдит Пиаф, что вполне естественно, не раз заставляла браться за кинокамеру. Самые известные версии – мрачный апокриф «Пиаф» Ги Казариля и слезоточивая мелодрама «Эдит и Марсель» Клода Лелуша – всё же не были полноценным экранным житием «монмартрского воробышка» (к слову, «La Mome» - «Воробышек» - оригинальное имя нового фильма). «Жизнь в розовом цвете» проходит по всем остановкам беспутного и величественного пути Пиаф.


Полубезумные родители. Детство в Нормандии, в бабушкином борделе, среди добрых ангелов-проституток. Внезапная слепота, исчезнувшая так же внезапно. Нищая богемно-криминальная юность. Эдит поёт на улице и привлекает внимание антрепренёра-ресторатора Луи Леппле (Депардье). Ошеломительный успех в парижских кабаре, последовавшая за этим мировая слава. Все присущие диве с непростым характером черты: истерики, ранимость, бесконечные попойки. Страстный роман с женатым боксёром Марселем Серданом – главной любовью всей переполненной романами жизни Пиаф – с финальной гибелью возлюбленного в авиакатастрофе. Трагическая последняя треть её пребывания на свете: наркомания, букет хронических болезней, абстинентные обмороки прямо на сцене, вынужденные перерывы в гастролях, отчаяние, отказ изношенного организма работать, смерть в 47 лет. Но наряду с этой печальной картиной – острейшее счастье, которое для Эдит Пиаф почти до конца заключалось в слове «петь».


Фильм «Жизнь в розовом цвете», режиссер Оливье Даан, рецензияПоэтому сильнейший, до слёз трогающий кого угодно, момент фильма - когда Пиаф в последний раз выходит на сцену «Олимпии», чтобы спеть знаменитую «лебединую» песню «Non je ne regrette rien». Опасений насчёт не слишком очевидной артистки Марион Котийар («Такси», «Крупная рыба») в эти минуты совершенно не вспомнить. 32-летняя французская старлетка блестяще играет и нескладную взбалмошную Эдит в молодости, и деградирующую, скрюченную ревматизмом и зависимостью от морфия Пиаф в последние годы (перед смертью Пиаф в свои 47 выглядит на все 70). Помогают Котийар справиться задачей, конечно, помимо гримёров, ещё и партнёры по фильму. Особого восхищения заслуживает игра прекрасно-уродливой Сильви Тестю в роли Момон – многолетней лучшей подруги Пиаф, которую дива вытащила с парижского дна.


Фильм «Жизнь в розовом цвете», режиссер Оливье Даан, рецензияРежиссёру Оливье Даану (известному настолько разными картинами, как совершенно топорный сиквел «Багровых рек», и великолепная «Жизнь обетованная» с Изабель Юппер) можно, спору нет, предъявить разные претензии. Что и будет, думаю, проделано отдельными кинокритиками – тем более, что биография Пиаф была объявлена чуть ли не главным французским кинопроектом года и стоит к тому же приличных для европейского кино денег. За скобками картины остались некоторые, далеко не героические эпизоды из жизни певицы. Например, неоднозначное её поведение во время нацистской оккупации: Пиаф не уехала из коллаборационистского Парижа. Не упомянута единственная дочь: не дожив до 2 лет, рождённый в период тяжёлой нужды, ребёнок умер – возможно, от истощения. Вместе с тем Даан, размывая хронотоп, отлично играя живописными панорамами и крупными планами лиц, не заботясь порой о последовательности и психологической логике, строит, как может, из разрозненных фактов трагический миф. В ход идут красивые условности: звёзды складываются в лик святой Терезы, Эдит встречает в кабаке свою опустившуюся мать, окровавленные шприцы устилают гостиничные ковры.


Фильм «Жизнь в розовом цвете», режиссер Оливье Даан, рецензияНо что бы кто ни говорил, степень любви зрителя (моей, например) к Эдит Пиаф такова, что все придирки и требования документальной честности оставляешь на два с половиной часа «Жизни в розовом цвете». Выбранная Дааном слегка лакированная форма байопика в голливудском духе – на самом деле, в случае Пиаф оборачивается такой стратегией отстранения. Гораздо рискованней было бы как-то мучительно искать язык, адекватный её жизни – что дрожала между порочной богемной вольницей и фатальной обречённостью «проклятого поэта». Достаточно уже того, что весь фильм за кадром звучит её голос захмелевшей богини: Пиаф поёт про la vie en rose (даря фильму Даана международное прокатное название), про печального легионера, уличных девчонок, вечную любовь и, конечно, про то, что ни о чём не жалеет…


Артём Лангенбург
17.07.2007



Также читайте в журнале BE-IN:
Призраки Гойи / Goya's Ghosts
Фильм «Ангел» Франсуа Озона в кинотеатре «Аврора», анонс
Душан Танек, «Кошиле» и «ScENes», Open Look 2007, vol. 2

Комментарии

Читать на эту тему

Bali Fashion Week
  • 24 августа 2008

Bali Fashion Week

WHO’S NEXT
  • 28 августа 2008

WHO’S NEXT