Кто о чем в английском кино
  • 15.04.11
  • 3081

Кто о чем в английском кино

Восемь интригующих фактов о британском кино, которые часто забывают, зато с радостью вспоминают

Камера Фризи-Грини

Впервые движущиеся картинки запечатлела способная делать до десяти снимков в секунду "хронофотографическая" камера лондонского фотографа Вильяма Фризи-Грини, получившего патент на свое изобретение в 1890-м. Отсняв миниролик, Фризи-Грини тут же послал его работавшему над созданием кинетоскопа (кинетографа) Томасу Эдисону. В итоге о предшественнике Люмьеров Эдисоне известно куда больше, чем о настоящем, по сути, изобретателе кино, обанкротившемся уже в 1891 году. Дело в том, что слишком медленная смена кадров не произвела на публику конца XIX века должного впечатления, а отснятые на перфорированную пленку кадры так не вошли в историю. Фризи-Грини продал свою камеру за 500 фунтов и больше никогда не вспоминал о ней.

Монтаж Смита

Джордж Альберт Смит, еще один английский фотограф, был более успешен, чем его вышеупомянутый коллега: о том, как он создал первый подлинный монтаж  путем чередования крупных планов с общими, говорили на протяжении его жизни повсюду, однако сам фотограф ничего значительного в своем изобретении не находил. Он искренне полагал, что всего лишь перенес известный в других областях прием в кино. Существовали же до него и "китайские тени", и "волшебный фонарь"... Тем не менее, фильмы "Бабушкина лупа" и "Кинескоп" произвели настоящую революцию в киноязыке:

Любимый фильм Черчилля

Родившийся в Австро-Венгрии Александр Корда снимал фильмы в Берлине, Голливуде и США, а в 1932-м переехал в Лондон, где основал киностудию London Films. В 1936-м Корда получил британское гражданство, а в 1942-м удостоился чести называться режиссером, возведенным в рыцарство Британской империи. Его любовную историю "Леди Гамильтон", с Вивьен Ли и Лоуренсом Оливье в главных ролях, Уинстон Черчилль пересматривал 83 раза. Черчилль не был синефилом, но всю жизнь преклонялся перед адмиралом Нельсоном, так что Корда попал в самую точку.

кадр из фильма "Леди Гамильтон"

 

Первый из Андерсонов

Линдсей Андерсон, самый яркий представитель британской "новой волны", - первый режиссер с распространенной в кино фамилией. Позже миру о себе заявили шведский гений Рой Андерссон, номинировавщийся на пять премий "Оскар" влиятельный американец Пол Томас Андерсон и сказатель утопичных, ни на что не похожих комедий Уэс Андерсон.

 

Любовь Аркус

Любовь Аркус
главный редактор журнала "Сеанс"

" В английском кино, в отличие от нашего  последних тридцати лет, есть все полюса. Ведь если вы посмотрите любой английский фильм, это будет по-настоящему социальный фильм, социальный в том смысле, что он о человеке, о человеческом измерении.

Интересно политическое кино, например, Кена Лоуча, в котором есть гнев и разоблачение, правда, с точки зрения опять-таки человека, а не политической идеи. Фильмы Джозефа Лоузи английского периода - в них есть метафоричность, указано место человека.

Есть ещё хорошее социально-терапевтическое кино - "Реальная любовь", "Дневник Бриджет Джонс". В русском кинематографе ведь нет прекрасных фильмов о менеджере среднего звена, потому что у нас отношение к этим людям, как к безликому планктону. А там актрису заставляют толстеть, чтобы она была похожа на среднестатистического жителя Англии.

И четвертая категория фильмов, которые стоит посмотреть и на которых выросла моя дочь, - это экранизации BBC произведений Джейн Остин, Эллиота, Диккенса"

 

"Рассерженные молодые"

О Линдсее Андерсоне, так уж вышло, известно меньше всех. К концу 50-х группа писателей критического направления, назвавшая себя "молодыми рассерженными", породила отклик в уставшем от старых устоев "законсервированном" английском кино. На основе литературных произведений, главной темой которых зачастую был социальный протест, создавались такие фильмы, как "Вкус меда" Тони Ричардсона и "Такова спортивная жизнь" Линдсея Андерсона. Бунт "рассерженых" затих сам собой, зато Андерсон меньше, чем за десять лет снял умопомрачительную, даже сегодня вызывающую массу вопросов и недоумений трилогию "Если"/ "О, счастливчик"/ "Больница Британия".

Свингующий кинематограф

15 апреля 1966 года журнал Time, национальный законодатель модs, пишет о возникновении  "свингующего Лондона", а сам период гедонизма, культурной и сексуальной революции находит отражение в преступающих запреты фильмах, таких, как: "Дорогая" Джона Шлезингера (1965); "Алфи" Льюиса Гилберта с юным Майклом Кейном в главной роли (в 2004-м выйдет ремейк "Красавчик Алфи", с Джудом Лоу); "Блоу-ап" Антониони (1966, первый англоязычный фильм итальянского классика); "Сноровка, и как ее обрести" Ричарда Лестера (1965) и других. Оптимизм, мини-юбки, не расстающиеся с марихуаной шпионы имели успех и на улицах английской столицы, и – особенно – на международном кинематографическом рынке.

Восемь фактов об английском кино

кадр из фильма Сильвио Нариззано "Девушка Джорджа", 1966

 

"Убрать Картера"

Дебют Майка Ходжеса "Убрать Картера", экранизация детективного романа Тедда Льюиса, вышел на экраны в 1971-м и был прохладно встречен публикой, а еще прохладнее – критикой. Однако в 2004-м Total Film назвал "Убрать Картера" лучшим британским фильмом всех времен, а успешно промышляющего убийствами главного героя (Майкл Кейн снова) – самым отвратительным персонажем кинематографа. "Таксист" Скорсезе, вдохновленный "Картером", между тем, был сразу встречен "на ура", в то время как Ходжес числился в отказниках, пока не получил степень доктора honoris causa в Университете Западной Англии. Заслуги Ходжеса перед кинематографом нельзя недооценивать: помимо влияния на таких режиссеров, как, например, Дэнни Бойл и Гай Риччи, "Убрать Картера" раскрывает особенности постиндустриальной Англии самым бескомпромиссным образом, попутно заигрывая с грехопадением.

А Майкл Кейн, взявший моду сниматься в собственных ремейках (стоит вспомнить хотя бы "Игру навылет" и современную версию под названием "Сыщик") принял участие в одноименном гангстерском фильме со Сталлоне 2000 года.

Кто о чём в английском кино. Убрать Картера

кадр из фильма "Убрать Картера", 1971

 

Монти-Пайтон без Чэмпена

Когда лучших комиков всех времен, постаревших пайтонов (участников британской группы Monty Python, одним из которых был в свое время Терри Гилльям), пригласили на ТВ-передачу Monty Python Live as Aspen в 1998-м, Грэма Чэмпена уже не было в живых. Проблему друзья разрешили по-английски:

 

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама