Завершающий фильм скандальной трилогии Ульриха Зайдля о поисках любви плюс еще три фильма про "Лолиту"
Мелани – девочка-подросток с лишним весом. На лето ее отправляют в оздоровительный лагерь для подростков, страдающих ожирением. Там Мелани ждет череда комичных моментов на уроках физкультуры, обязательные ночные игры в бутылочку, вылазки по темным коридорам к холодильникам и походы в пьяном виде на дискотеку. Смуту в эту летнюю пастораль вносит местный пятидесятилетний доктор, в которого Мелани влюбляется и начинает отчаянно преследовать.
«Рай: Надежда» – третья часть в целом довольно неоднозначной трилогии австрийского режиссера, вызвавшей шум на всех главных европейских фестивалях (Канны – Венеция – Берлин). После первой и самой скандальной части о секс-туризме в Африке («Рай: Любовь») и последующем фильме о сектантском помешательстве («Рай: Вера») Зайдль завершает трилогию на удивление крайне нежным рассказом о первой любви. Вместо привычных зайдлевских провокаций перед нами предстает очень тонкая версия «Лолиты», в которой все ровным счетом наоборот.
Кадр из фильма "Рай: Надежда"
В том, как Мелани преследует местного доктора, конечно, много комичного, но главное в этой истории все же другое. Зайдль не был бы самим собой, если бы не продемонстрировал на таком материале уловку с несовпадением интенций. Мелани жаждет доктора, тогда как доморощенный «Гумберт», понимая всю двойственность ситуации, хоть и заигрывает с ней, но все же позже пытается ей отказать. Мелани тем не менее не думает сдаваться и как будто добивается своего: «Гумберт» уводит ее на прогулку в туманный лес…
Вот тут-то вся трилогия Зайдля удивительным образом и складывается. Пока мать Мелани ищет любви в секс-туризме, а ее тетка-сектантка находится в ступоре от любви к богу, Мелани, открывая свое чувство взрослому мужчине, сама того не понимая, таким образом ищет отцовскую любовь. Никакой пошлости, только юношеский трагизм, если не романтизм. Лолита в поисках отца.
Еще три фильма про "Лолиту":
"Лолита". Стенли Кубрик
Экранизация, которую не назовешь ни канонической, ни классической из-за слишком сокращенного сценария. В свое время она была неоднозначно принята зрителями и самим Владимиром Набоковым. Тем не менее, со временем у нее стали появляться почитатели, в их числе – режиссер Дэвид Линч.
"Прелестное дитя". Луи Маль
Ретро-фильм про нью-орлеанский бордель начала двадцатого века. Лолита – дочь проститутки, на которую положил глаз один из завсегдатаев заведения. Одна из первых ролей в кино Брук Шилдс, которой она досталась в борьбе с Джоди Фостер, Изабель Аджани, Мериель Хемингуей, Сарой Джессикой Паркер.
"Сломанные цветы" Джим Джармуш
Камео Лолиты. По иронии Джармуша, Лолитой здесь оказывается дочка Шэрон Стоун. Гостей она встречает, как и положено, обнаженной. В фильме нет никакой «лолитовщины». Главная героиня представляет собой довольно глупую девушку, которая даже не знает значение своего имени.
Партнер рубрики "Кино недели" – кинотеатр в Англетере.
Комментарии