Галерея "Триумф" предствляет персональную выставку Ильи Гапонова "Фиатирский престол"
"Фиатирский престол" – новая живописная серия в авторской технике (битум и кузбасслак), вдохновленная отрывком из Книги Откровений (Апокалипсис Иоанна Богослова 2:18 - 2:29), в котором Бог передает послание церкви Фиатиры (современный Ахисар в Турции). Послание упоминает жену израильского царя Ахава Иезавель, чье имя ассоциируется в Апокалипсисе с еретическим лжеучением и развращенностью. Иезавель важна художнику как мекка, как символ наступивших времен. Отрывок из книги Откровений, как и работы Гапонова, – это констатация трудноуловимого, но ясно ощутимого отрывка времени, начала конца, попытка зафиксировать предапокалиптическое состояние.
Борясь с постмодерном модернистическими средствами, Гапонов не просто перемещается из одной исторической эстетики в другую, он точно и метко использует художественное наследие для трансляции конкретной, актуальной и понятной именно здесь и сейчас ситуации. Natura morta как нельзя более точно подходит к нынешнему настроению художника. Смерть природы в голландских натюрмортах - увядание и разложение фруктов; смерть в работах Гапонова – вечная жизнь в наваждении и мареве из которых нет выхода. Символические атрибуты этого марева художник тщательно выкладывает на свой алтарь вместе с цветами и фруктами. Важна голландская эстетика и с другой стороны: предметное изобилие на блюде - это некая история буржуазной эры, как вотивный предмет на стенке призванный обеспечить потребление и разнообразие. Висящие на стенах картины Гапонова становятся таким же вотивным предметом, призывающим отвратить от окончательного человеческого падения и смерти бессмертной души при жизни.
Изобразительный ряд художника складывается из классических натюрмортов на фоне православных икон, приправленных странными деталями. Кроме фруктов и черепов на столы затесались значки Макдоналдса, тело Христа, голова лошади и прочая говорящая сама за себя символика. Изображения намекают на ересь, тленность и безнравственность. Гапонов как художник, бьет прямо в цель. Если учесть, что картина это "зеркало реальности", то появившееся чувство отвращения - реакция не на гротескную художественную пародию на гнусность окружающего мира, а неприязнь к этому самому миру, пафосному, больному, бездуховному, трэшевому, с повсеместной тягой к пустому и бесполезному гигантизму.
Илья Гапонов родился в 1981 году в Кемерове. Окончил Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, затем Государственную художественно-промышленную академию имени В.Мухиной в Санкт-Петербурге.