Гюнтер Юккер, фигура недели
  • 02.11.10
  • 1151

Гюнтер Юккер, фигура недели

Немецкий художник, посвятивший своё творчество борьбе с предрассудками и непониманием, привёз в Санкт-Петербург арсенал примиряющих орудий

КТО: Гюнтер Юккер в молодости пешком пришел из Восточной Германии в Западную, чтобы посмотреть выставку Василия Кандинского. "Его работы тогда сделали меня художником", - говорит участник легендарной группы ZERO, ныне старейший представитель немецкого современного искусства, приятель Кляйна, Тэнгли и Пине.

Günther Uecker, Heinz Mack & Otto PieneGünther Uecker, Heinz Mack & Otto Piene

В свои восемьдесят он довольно бодр, если не сказать напорист: «То, что я делаю, можно назвать проникновением. Притом довольно бесцеремонным, с самым пристальным вниманием к элементарному, мимолетному ощущению, текущей воде, отражению, горе напротив, до которой невозможно дойти».

Набор элементов творчества Юккера сформировался еще в конце 50-х: треугольник, круг, квадрат, песок, зола, гвоздь, белила, тень, свет. Никакой буржуазной мазни, больше пролетарского напора. Выразительные средства всегда сближали его с Arte Povera, бедным искусством, для которого однако он чересчур аскетичен. Юккера часто называют концептуалистом, хотя он и не подчиняет свое творчество конкретной идее или идеалам. Его работы – протоколы, фиксирующие состояние, а жизненный опыт – основа художественного образования. Поэтому Гюнтер и его ученики вот уже несколько десятков лет испытывают себя в экстремальных ситауциях: проводят недели в психиатрической лечебнице, спускаются в смертельно опасные шахты, путешествуют по Сибири и живут на русско-финской границе в жутких условиях. Искусство таким образом становится защитной реакцией человека, которому угрожает окружающий мир или другой человек.

Гюнтер Юккер

ЧТО: Выставка, которую привез Гюнтер Юккер в Санкт-Петербург, "Человек страдающий. 14 примиряющих орудий" – главный проект художника за последние 20 лет. Закончив подготовку в 1993 году, он объехал с ней полмира, в прошлом году побывал даже в Узбекистане.

Арсенал примиряющих орудий – машины для пыток, сельскохозяйственные орудия, плуг или борона, брошенные в поле с первым снегом, когда земля наконец обрела покой от разграбления и боли. Слова, разложенные на полу и развешенные на стенах, написаны самим художником на языке той страны, в которой проходит выставка - это все известные виды насилия и агрессии, что существовали еще в библейские времена – набор глаголов из Ветхого Завета плюс ещё два – «отравлять газом» и «топтать».

Гюнтер Юккер

Главный мотив – предостережение от надругательства человека над человеком. По словам Юккера, это попытка создать внутренний портрет, описать чувства и тот стыд за бесчинства нацистской Германии, который испытывает художник и все его соотечественники с момента рождения. Гюнтер лично участвовал в монтаже и открытии, и, хотя изрядно подустал от беспрецедентного внимания со стороны журналистов, было видно, что он очень рад своему второму официальному визиту в Россию (первый состоялся в 1988, когда в московском ЦДХ проходила самая большая ретроспектива работ Юккера).

ЗАЧЕМ: «Суть моего искусства – те ошибки, которые совершает человечество и которые бы вполне мог совершить я сам. Даже сами действия не так страшны, как слова. В мыслях против чужаков, которые так свойственны современной Европе – пренебрежение, затаптывание другого человека. Это неприятие "иного" – признак страха. Например, человек не уверен в завтрашнем дне, и это вызывает агрессию в дне сегодняшнем. Агрессию, направленную против мнимых виновных. Поэтому националистические идеи до сих пор очень популярны. Это раскалывает общество. И даже неважно с "левой" или с "правой" стороны. Если действие направлено против человека инакомыслящего или непонятого, это катастрофа. Я считаю, что как художник могу что-то сказать именно об этом своими работами. Потому что еще ребёнком я видел те трагические последствия, что нанесла Европе война».

Гюнтер Юккер

О РУССКИХ: «Мне нравится в Петербурге. Лофт чем-то похож на те галереи, где я выставлялся в Нью-Йорке в 80-х. Сейчас у меня, кстати, совершенно другое впечатление от молодых людей в России. Они отличаются от тех, что я видел в Москве в 1988 году. Молодые люди сегодняшнего поколения интернационально настроены, ориентированы на весь мир, очень жизнерадостны и, между прочим, хорошо одеты, в отличие от взрослых. Вообще, если бы я сейчас был молодым, я бы просто влюбился».

Гюнтер Юккер

«Человек страдающий. 14 примиряющих орудий» Гюнтера Юккера в Лофт Проекте ЭТАЖИ. Все известные виды насилия и агрессии с библейских времен до наших дней и дюжина способов предостеречь себя от них.

Комментарии

Читать на эту тему