5 Московская биеннале современного искусства: Владимир Марин. "Просто дерево жалко"

5 Московская биеннале современного искусства: Владимир Марин. "Просто дерево жалко"

с 21.09 по 20.10

Галерея 11.12

Галерея 11.12 совместно с ЦСИ ВИНЗАВОД представляют проект Владимира Марина «Просто дерево жалко» в рамках Параллельной программы 5-ой Московской биеннале современного искусства

Проект одного из самых многогранных молодых русских художников, «Просто дерево жалко», который проходит с 19 сентября по 20 октября на Винзаводе, можно с уверенностью включить в число наиболее интересных эпизодов V Московской Биеннале.

«Деревья, которых жалко», срублены в Калуге, 300-тысячном городе на Оке в 150 километрах от Москвы. Там в 1984 и родился Владимир Марин.

Выставку предваряет дисклеймер, который поясняет, что «все использованные деревья спилены муниципальными службами города для обеспечения комфортной жизнедеятельности населения».

Несмотря на ядовитый сарказм этой цитаты, Вова Марин утверждает, что он не политический художник. И нельзя не согласиться, что художник он — лирический. Меланхоличное, почти элегическое настроение проекта нацелено на сохранение памяти о том, «что было так любимо, но больше не существует». Автор имеет в виду свое беззаботное детство 90-х, когда «никто ничего не пилил. Не было детских площадок, но были деревья, овраги, кусты. И это было круто».

Люди, собаки, машины, птицы и деревья Вовы Марина выстраиваются в сценки, обычные для дворов калужских пятиэтажек. Так говорит художник.

***

Экспозиция «Просто дерево жалко» представляет множество сортов деревьев. Все обрубки кленов, лип, тополей, дубов, груш, ив и берез найдены спиленными на улицах Калуги. Последующую обработку Вова делал сам, преимущественно при помощи бензопилы.

Как разносторонний художник, Вова Марин оставляет свои метки на теле русского искусства. Он окончил политехническое училище в Обнинске, в 80 км от Калуги, и Московский Университет Дизайна&Технологий. Марин работал в области аналоговой фотографии прежде чем открыть для себя многообразие стилей и материалов (дерево, металл, коллаж, живопись). Его дебютная персональная выставка в Галерее 11.12 (июль 2012) имела коммерческий успех и была замечена критикой. Знатоки оценили его вариации на тему Arte Povera или, более узко, «русского бедного». Однако это сходство — случайное совпадение: Вова Марин не слыхал о проекте Марата Гельмана, прежде чем ему не указали, что его работы сделаны в том же духе.

Такое неведение показывает, насколько мало современное искусство известно в русской провинции. Например, Вова никогда не видел произведений русского авангарда до художественной школы — где курс истории искусств внезапно закончился на середине ХХ века. Сейчас он смотрит для вдохновения работы Малевича и Татлина, а из современных художников его больше всех восхищает Владимир Архипов, — с кем Марин делит захватывающий дар визуализации художественного потенциала повседневных вещей.

Гвозди как птичьи клювы, пила как собачья морда, грубая кора как старушечий платок... выставка «Просто дерево жалко» открывает Вову Марина как мастера, поэта и волшебника, способного превращать обыкновенные предметы мановением палочки. Его выразительные работы заслуживают показа в широком пространстве, и получат его на Биеннале: гулкий Зеленый Ангар Винзавода, в последний раз использовавшийся для выставки на Биеннале 2009 года. Тогда в нем стоял искусный аэроплан Александра Пономарева.

Хороший знак? Никаких сомнений. Карьере Вовы Марина дан ключ на старт. Пункт назначения неизвестен — но целого мира мало.

Саймон Хьюитт

перевод Арсений Штейнер

Комментарии