Кино недели: "Время" Эндрю Никкола
  • 28.10.11
  • 1281

Кино недели: "Время" Эндрю Никкола

Фантастический боевик с Джастином Тимберлейком про вечную молодость и будущий капитализм и ещё три фильма о бесчеловечном будущем

В некоем неопределенном будущем две проклятые абстракции - "время" и "деньги" - наконец слились воедино. Как только человеку исполняется двадцать пять, старение тела прекращается, ему для начала дается год "безвозмездной" жизни, а дальше "часы", в виде вживленного в руку имплантанта, служат универсальным платежным средством.

"Время". Режиссер Эндрю Никкол. Рецензия на фильм

Социальная иерархия в обществе будущего выстроена "по-дарвинистски", пространство поделено на строго охраняемые зоны. Богатые, владеющие не только заводами-газетами-пароходами, но и "банками времени", и потому живущие сотни лет, сосредоточены в роскошном Нью-Гринвиче; бедняки ютятся в депрессивных районах. Они привыкли, экономя драгоценные временные единицы в условиях постоянно задираемых буржуазией цен, быстро бегать, мало спать и постоянно видеть лежащие на тротуарах трупы "обнуленных".

Живущий в гетто Уилл Салас (Джастин Тимберлейк), выручив разочаровавшегося в жизни богача, получает в дар сотню с лишним лет. На следующий день он теряет собственную мать (Оливия Уайлд, красотка Тринадцать из "Доктора Хауса"), из-за внезапного подорожания проезда на автобусе "обнулившейся" на его глазах. Движимый местью и открывшимися возможностями, герой пересекает границы "зон" и оказывается в изысканном городе богатых, где обыгрывает в покер всесильного магната (Винсент Картайзер, более всего известный по роли мерзавца Пита Кемпбелла в сериале "Безумцы) и соблазняет его склонную к бунтарству дочь (Аманда Сейфрид). Уилла преследует демонический "страж времени" в дизайнерской кожанке (Киллиан Мерфи), влюбленные же всерьез берутся за восстановление классовой справедливости.

"Время". Режиссер Эндрю Никкол. Рецензия на фильм

Четвертый фильм умного социального фантаста Эндрю Никкола (сценариста "Шоу Трумэна" и постановщика "Гаттаки" и "Симоны", а также единственной в его фильмографии не фантастической картины "Оружейный барон", хотя это еще как посмотреть) – крайне удачный продукт селекции, скрещивающей жанровые условности с острым политическим высказыванием. Гневный, пусть и немного наивный, протест против классового расизма и принципа "сегодня сдохни ты, а послезавтра – я" особенно четко звучит именно сегодня, когда жестокое презрение к "неуспешным лузерам" стало общим местом риторики представителей буржуазного мейнстрима (в текущем русскоязычном контексте эта омерзительная социал-дарвинистская позиция недвусмысленно выражена, например, в некоторых абзацах скандальной статьи правого публициста Юлии Латыниной). Никкол использует неотразимый прием "реализации метафоры": буквально описывающая мир фильма фраза, "миллионы должны постоянно умирать для того, чтобы обеспечить бессмертие избранных" – по сути точнейшее определение modus vivendi существующей по нашу сторону экрана системы. Ясно и то, что "сильные мира всего" глупо ошибаются в одном: вечно такое положение "нищеброды" не станут терпеть (см. планетарное мирное движение "оккупации"). И хоть герои прекрасных артистов Тимберлейка и Сейфрид не предлагают какой-то четкой альтернативы, кроме понятной робин-гудовской герильи, Голливуд, как это порой бывает, опережает иных "профессиональных интеллектуалов" в оперативном озвучивании настоящих и грядущих процессов в реальном мире.

 

Ещё три фильма о бесчеловечном будущем:

"Альфавиль", реж. Жан-Люк Годар, Франция, 1965

Межгалактический агент Лемми Коушен (Эдди Константин) отправляется с шпионской террористической целью в Альфавиль, центр футуристического фашизма, где запрещены любовь, эмпатия и изящные искусства. Герой, помимо прочего, влюбляется в дочь главного технократа (Анна Карина, пока еще жена Годара). Фантастический нуар по мотивам произведения Поля Элюара и вместе с тем - отчаянный бунтарский манифест самого боевого годаровского периода.

 

"Код 46", реж. Майкл Уинтерботтом, Великобритания, 2003

Тихая и недооцененная антиутопия разностороннего англичанина Уинтерботтома ("9 песен", "Круглосуточные тусовщики") про Шанхай будущего, социальную и географическую сегрегацию, "генетический тоталитаризм" и  запретную любовь между героями Тима Роббинса и Саманты Мортон.

 

"Потрошители", реж. Мигель Сапочник, США, 2009

Уникальный пример невозможного поджанра комедийной антиутопии. Джуд Лоу и Форрест Уитакер в роли оперативников силового подразделения трансплантационной мега-корпорации Union, изымающих внутренние органы у должников. Много крови, потрохов, разговоров, рискованных шуток и благодатной пищи для последующих интерпретаций современного капитализма комментаторами вроде Славоя Жижека.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама