Каникулярное чтение
  • 04.01.12
  • 1352

Каникулярное чтение

Новые романы Пелевина, Каннингема и Эко, эссе Барнса о смерти, нон-фикшн Джонтана Сафрана Фоера про мясо, путеводитель по истории и теории коммун и другие книги для затяжных праздников

Виктор Пелевин. "S.N.U.F.F"

Очередное большое произведение главного русского писателя в жанре разъяснения текущей реальности

Автор: Виктор Олегович Пелевин, с тех пор как сочинил роман "Generation П" (1999), воспринимается читателями и критикам как регулярная пифия и одновременно шаман-трикстер. Это, к слову, сближает его с вечным антиподом-современником - Сорокиным. Последние несколько пелевинских произведений, на разный лад рассказывающих, что же это такое происходит с родиной и с нами, выходили строго в начале зимы.

О чем: В антиутопическом будущем мир поделен на "верхний" (высокоразвитый Бизантиум, буквально висящий над земной поверхностью) и "нижний", варварскую Уркаину, где царят насилие и обскурантизм. Главный герой, Демьян-Ландульф Дамилола, - оператор медиа-боевого аппарата, который одновременно снимает и бомбит. Также он влюблен в чрезвычайно умную секс-куклу-андроида по имени Кая.

Для чего: Как всегда, пелевинский микс актуальной сатиры и квазибуддийской притчи. Способность производить десятки афоризмов и каламбуров, конечно, Пелевина не подводит: хотя отдельные примеры (уркаган Рван Контекс или расшифровка GULAG как Gay, Unspecified, Lesbian, Animalist, Gloomy, снова стеб над французскими философами и т.д.) совсем уж на уровне остряка-копирайтера с психоделическим опытом. Главное, чего все обычно ждут, - это то, что писатель ставит смешной и неутешительный диагноз стране и миру, называет некоторые вещи своими именами. Пусть и на этот раз делая это не так сногсшибательно, как в "Священной книге оборотня" или "Empire V".

Изд-во ЭКСМО

 

Умберто Эко. "Пражское кладбище"

Двусмысленный и увлекательный шестой роман классика "постмодернизма с человеческим лицом"

Автор: Профессор университета в Болонье, специалист по семиотике и теории культуры, изобретатель детектива для эрудитов, человек, написавший "Имя розы" и "Маятник Фуко" - одни из важнейших текстов европейской постмодернистской литературы. Писатель, переживший смерть постмодернизма, глубже и интереснее которого его романы, в принципе, были всегда.

О чем: В центре роя подлинных фактов и фигур XIX века: вымышленный капитан Симоне Симонини, мошенник, мерзавец, "до-постмодернист", женоненавистник и антисемит. Он участвует в заговорах и подделывает документы, например - пресловутые "Протоколы сионских мудрецов". Перед нами предстает тайная подоплека головокружительного множества исторических событий: итальянской национально-освободительной войны и похода Гарибальди, дела Дрейфуса и истоков европейского антисемитизма, обернувшегося в следующем столетии катастрофой Холокоста.

Для чего: Это, как принято у Эко, изощренная интеллектуальная игра на тему подлинности/фальсификации, памяти/идеологии и вместе с тем очевидно гуманистическое высказывание, развенчивающее, в частности, представление о XIX веке как об "эпохе разума и добра" (причем делающее это, разумеется, намного доступнее, чем философский труд Адорно и Хоркхаймера "Диалектика Просвещения"). Ну и, вдобавок, невероятно захватывающее, местами уморительное, местами пробирающее до мурашек чтение, в традиционно великолепном переводе Елены Костюкевич.

Изд-во "Астрель. Corpus"

 

Джулиан Барнс. "Нечего бояться"

Большое эссе лучшего современного британского прозаика об ужасе, разнообразии и тщете смерти

Автор: Самый остроумный, чарующий и добрый из современных британцев в большой литературе, автор "Попугая Флобера", "Англии, Англии" и "Истории мира в 10 1/2 главах". В этом году Барнс получил Букеровскую премию - за "Ощущение конца", вещь, пока не переведенную на русский.

О чем: Сложно устроенное созвездие исторических и литературных анекдотов, философских и комических интермедий, автобиографических рассказов, воспоминаний о родителях, практически платоновских диалогов Барнса с братом. Все вертится вокруг темы смерти.

Для чего: Попытка - невероятно мощная, смелая и честная - разобраться с тем, что никак не поддается "разбору": смертью как главным личным страхом, семейной разорительницей, изменяющимся со временем социокультурным феноменом (Барнс, например, сравнивает сакральность умирания в религиозной традиции со стерильной смертью в современных больничных палатах). Можно вспомнить один еще один текст, где так же, смешивая стили и жанры, выплескивая на страницы страсть и веру, иронию и беспомощность, говорили о самом важном, - "Фрагменты речи влюбленного" Ролана Барта.

Изд-во ЭКСМО

 

Аравинд Адига. "Белый тигр"

Не слишком новый, но крайне эффектный роман-ловушка о современной Индии

Автор: Индийский писатель, ранее экономический журналист, получивший в 2008 году за дебютный роман "Белый тигр" сразу Букера. Сегодня представляет литературу индийского субконтинента наряду с такими тяжеловесами, как Салман Рушди и Викас Сваруп.

О чем: Юноша Балрам, выходец из низшей касты, практически социального дна, с целью выбраться из состояния безнадеги совершает преступление. По сути главный герой этого эпистолярного романа - большая современная Индия, где за модернизацией и демократией скрываются неистребимая кастовая система, нищета, насилие и невероятная коррупция.

Для чего: Адига, которому нет и 40, очень зло и хлестко, блестяще развенчивает несколько благолепных туристических мифов об Индии. Это "бульварное чтиво" в т.н. постколониальном дискурсе, критикующем представления об "экзотических чужестранцах", или о том, что "Восток - дело тонкое", которые драпируют "общечеловеческие" проблемы, желания и противоречия.

Изд-во "Фантом Пресс"

 

Екатерина Андреева. "Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века"

Переиздание фундаментального труда о современном искусстве, во многое вносящего ясность

Автор: Известный петербургский искусствовед, доктор философских наук, в числе прочего выпустившая книгу о предводителе питерского андеграунда 80-х Тимуре Новикове, с отличным названием "Тимур. "Врать только правду!"

О чем: Основанная на цикле лекций, прочитанных Андреевой в начале 2000-х годов аналитическая история европейского искусства от 40-х до конца 90-х: Поллок, Уорхол, Виола, Новиков, Михнов-Войтенко и прочие; от абстрактных экспрессионистов через поп-арт, практики Ива Кляйна и минимализм к отчаянному многообразию постмодерна. История, увиденная сквозь прицел заветов авангада, с его безумным стремлением не украсить или объяснить жизнь, а изменить ее, ну или уничтожить.

Для чего: Андреева "своих" художников любит, это первое, что бросится в глаза читающему. Текст, жестко обозначающий вехи и силовые точки в увлекательнейших приключениях художественной мысли, при этом заражен не холодным скепсисом, а поразительно увлеченностью.

Изд-во Ивана Лимбаха
 

Майкл Каннингем. "Начинается ночь"

Новый нью-йоркский роман выдающегося писателя - все о том же, но по-другому

Автор: Певец печали и утраченной красоты, хроникер семейных распадов, многолетней дружбы и сексуальной (главным образом, гомосексуальной) утопии, автор выдающихся романов "Часы", "Дом на краю света" и "Плоть и кровь"

О чем: Нью-йоркский преуспевающий галерист средних лет, пребывающий в состоянии относительного покоя и мира с собой, внезапно обнаруживает в младшем брате своей жены - прекрасном аморальном разгильдяе - и искомую красоту, и свою маячащую погибель.

Для чего: Рецензенты первым делом указывают на парафраз новеллы Томаса Манна "Смерть в Венеции", сам Каннингем утверждает, что все обстоит сложнее. Как бы то ни было, "Ночь" о дне сегодняшнем, и это важно. Если не говорить о более сдержанной и отстраненной, чем обычно, авторской интонации, то перед нами типичный роман Каннингема, который как никто умеет сочетать витальность с меланхолией.

Изд-во "Астрель. Corpus"

 

Джонатан Сафран Фоер. "Мясо"

Убийственный нон-фикшн о скотобойнях, животноводческих фермах и мясоедении

Автор: 34-летний популярный писатель, живущий в Бруклине. Первый его роман - "Полная иллюминация", о путешествии юного американского еврея в Украину в поисках родовых корней, снискал громкий успех; второй - "Жутко громко и запредельно близко", о катастрофе 11 сентября, экранизирован Стивеном Долдри (в прокате фильм будет в наступившем году).

О чем: Вышедшая в 2009-м книга (оригинальное название переводится "Поедая животных") - многостраничное подробное исследование того, что происходит, прежде чем мясо животных и рыб попадает на полки супермаркетов. Животноводческие фермы, где коров и свиней истребляют предельно мучительно, птицефабрики, где намеренно калечат индюшек и куриц, варварская добыча морских гадов, беспрецедентная, за всю историю человечества, дешевизна мяса за счет страданий животных и гормональных препаратов, и так далее и так далее. Есть изготавливаемую такими безжалостными методами животную плоть не только безнравственно, но и опасно для здоровья, утверждает Фоер.

Для чего: Обо всех этих ужасах концлагерной мясной индустрии большинство догадывается, но привычно вытесняет неудобные мысли. Собранные Фоером в таком количестве свидетельства производят впечатление сильное и страшное. Если, прочтя этот документ, человчество не обратится в повальное вегетарианство, то оно в принципе безнадежно.

Изд-во ЭКСМО

 

"Параллельные общества"

Гид по альтернативным способам сосуществования - от радикальных иудейских сект до богемных анархо-коммун

Автор: Некто, обозначенный никнеймом serg_michalych

О чем: Беспримерный путеводитель по всевозможным, на протяжении последних 2000 лет, формам того, что автор обозначает термином "добровольные сегрегации" - альтернативные системе сообщества объединенных чем-то выходящим из ряда вон людей (идеологией, религией, способом вести хозяйство, культурными привычками, сексуальной ориентацией и т.д.) Древние общины ессев и терапевтов, первые монастыри, гностики, суфии, пиратские республики, коммунары эпохи Просвещения, фаланстеры, анархистские коммуны, сквоты "неформалов", кибуцы, поселения радикальных квиров и многое другое.

Для чего: Стремиться к преобразованию мира или уйти от его законов и насилия в автономную зону?; подготовка революции или "единственный способ выиграть битву с Империей - это оставить поле сражения?" (М. Хардт, А.Негри). Книга не отвечает на эти вопросы, скорее помогает ясно их самому себе сформулировать. Кроме того, что содержит бездну интересных сведений.

изд-во Ультракультура 2.0

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама