Кино недели: "Фауст" Александра Сокурова
  • 12.02.12
  • 2324

Кино недели: "Фауст" Александра Сокурова

Поэма о мерзкой плоти, финальный фильм сокуровской тетралогии о природе власти; плюс еще три киноверсии истории Фауста

Картина Сокурова наконец добралась до российских кинотеатров, после триумфального европейского шествия, отмеченного "Золотым львом" Венецианского фестиваля и восторженными отзывами кинокритиков, в один голос назвавших "Фауст" квинтэссенцией поэтики Александра Николаевича и в целом его взглядов на мироздание. Как неоднократно настаивал сам режиссер, его фильм представляет собой очень вольную экранизацию первой части драматической поэмы Иоганна Вольфганга Гете. Действительно, от тяжелого немецкого романтизма классического текста на экране не осталось ничего. Зато совершенно закономерно легендарный естествоиспытатель, заключивший сделку с врагом рода человеческого, радикально пересобранный драматургом Юрием Арабовым, замкнул ряд исторических диктаторов из "тетралогии о власти" - Гитлера ("Молох"), Ленина ("Телец") и императора Хирохито ("Солнце"). Воля к власти, которая двигала чудовищный и грандиозный XX век, выродилась в душное бессилие сокуровского доктора Фауста, в смрадную бессмыслицу предъявленного здесь экзистенциального проекта.

В первом кадре нам показывают крупным планом сморщенные гениталии трупа, который доктор Фауст (Йоханнес Цайлер) с учеником потрошат в поисках бессмертной души. Никакой души нигде нет, герой изможден долгами, нищетой и одиночеством, готов наложить на себя руки, но в этот момент происходит желанная встреча с "частью той силы, что вечно совершает благо": в лице Ростовщика (выдающийся танцовщик и мим Антон Адасинский), суетливого отвратительного существа с жирным туловищем без половых признаков. Фауст в компании черта идет в баню и кабак, знакомится с юной Гретхен (Изольда Дюшаук) и по абсурдной случайности убивает ее брата. Затем нечистый пытается востребовать положенную по контракту душу ученого, с несчастливыми для себя последствиями.

В зыбкой, хмурой, психотической сокуровской вселенной нет Бога и вообще какой-либо потусторонней силы, это окончательно и безрадостно атеистический мир; дело Фауста тут совсем не пари между божественным и дьявольским началами. В этом материалистическом универсуме царят лишь омерзительная плоть, вонь, гниение и ветхость, повсюду шныряют крысы, по осклизлым улочкам захолустного немецкого городка мечется потерянный гений. Мысль о том, что источник зла коренится в неуемной жажде познания, тоже сомнительна. Герои озабочены низменным: доктор хочет денег, у беса слабый кишечник.

При всем этом "Фауст" - наверное, самый красивый фильм Сокурова. Камера Брюно Дельбоннеля (оператора-постановщика "Амели" и "Гарри Поттера и принца-полукровки") выделывает впечатляющие петли; захватывает дух от природных ландшафтов: тевтонского леса, скал и гейзеров (эти сцены снимали в Исландии), безлюдной церкви как части пейзажа. В этом равнодушном прекрасном мире природы все зло, мерзость и пагуба исходят от беспокойного, жалкого человека. В трагикомическом финале доктор Фауст, завалив валунами недо-мефистофеля, тащится по каменистой пустыне, восклицая: "Вперед, вперед!". Понятно, куда: к окончательному тупику "человеческого проекта". А может быть, и так: Сокуров, выдающийся художник, революционер киноязыка, презирающий иронию и всякие глупости алхимик, сделав страшно крутое кино, сам честно и величественно зашел в высокохудожественный тупик. Но такому тупику многим ироничным триумфаторам остается только завидовать.

Еще три фаустианские ленты:

"Фауст", режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, Германия, 1926

Доктор-гуманист становится игрушкой в руках соперничающих между собой Сатаны и архангела Михаила. В одной из сцен Мефистофель и Фауст летят на ковре-самолете. Мрачный и магический немой фильм великого экспрессиониста Мурнау, по сценарию, написанному писателем Герхардом Гауптманом на основе не только поэмы Гете, но и народных немецких легенд.

"Доктор Фауст", режиссер Ричард Бертон, США, 1967

Костюмная голливудская версия пьесы Кристофера Марло "Трагическая история доктора Фауста" от брачного союза Ричарда Бартона и Элизабет Тейлор.

"Урок Фауста", режиссер Ян Шванкмайер, Чехия, 1994

Фантасмагория чешского мультипликатора-сюрреалиста на фаустианскую тему: действие этой ленты, сделанной в смешанной технике кукуольной анимации, театра марионеток и съемок с живыми артистами, происходит в старых кварталах Праги.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама