Радикальная экранизация главного текста английского романтизма. Плюс еще три киноверсии романа Эмили Бронте
Получивший приз прошлогодней Мостры за лучшую операторскую работу фильм британки Арнольд экранизирует первую половину главного английского романа на тему трагической любви. Зажиточный эсквайр Эрншо из сострадания подбирает на улице города темнокожего мальчика, с трудом говорящего по-английски, нарекает Хитклиффом и привозит на свою расположенную посреди вересковых пустошей ферму. Домочадцы сироту принимают неласково: младший Эрншо (Хиндли выглядит у Арнольд как правый футбольный хулиган в одежде фермерского сына середины XVIII века) начинает его ненавидеть и всячески притеснять, дочь Кэти поначалу плюет чужаку в лицо, но затем с интересом в это лицо всматривается. Пройдет положенное число лет, и Хитклифф, лишенный джентельменских условностей, смерчем пронесется по этой семье.
Единственный роман средней из сестер Бронте, давно обосновавшийся и в школьной программе, и в филологических трудах по эстетике романтизма, переносился на экран множество раз: как в формате благостных и обезжиренных телефильмов, так и в виде экспериментов Риветта, Бунюэля и канала MTV. Андреа Арнольд, чьи предыдущие фильмы, "Красная дорога" и "Аквариум, представляли собой мощное продолжение британской кинотрадиции социального реализма, создала радикальную и свежую версию хрестоматийного текста. В целом следуя сюжетной канве первоисточника, режиссер решительно перелицевала коды и образы романтической "готики", давно ставшие поп-штампами. Подобно тому как экспансивное многословие романа заменяется в фильме косноязычием, немыми взглядами и неизящной возней влюбленных в грязи, также лихой деконструкции подвергнут и важнейший для романтиков большой символ — дикая природа, согласно канону величественная и прекрасная даже в своей угрюмости. Здесь же беспокойная гиперреалистическая камера Робби Райена выхватывает из дождя, слякоти и мрака мертвых животных, неказистые скалы, переломанный вереск.
Главный конфликт "Грозового перевала" — социальное неравенство главных героев — в новой картине дополнен цветом кожи Хитклиффа (который, как мы помним, в романе был "похож на цыгана"): тут его играет непрофессиональный актер, мулат с криминальным прошлым. Расовые предрассудки, идущие рука об руку с классовыми противоречиями, — тема понятная, не раз затронутая, в частности, идейными учителями режиссера, левыми кинематографистами Майком Ли и Кеном Лоучем. Но операция, которую виртуозно произвели над романом Бронте, здесь много тоньше: "перезагрузив" замыленное до набора клише классическое произведение, оставив от него сгусток нервов и почти тактильных ощущений, придерживаясь бескомпромиссного натурализма, Арнольд убедительнее многих прочих сумела сказать о главном для романтиков (в любом значении этого термина) предмете забот — любви между двумя человеческими существами. Если угодно — о том, чем эта любовь является сегодня.
Еще три киноверсии романа Эмили Бронте:
"Грозовой перевал", режиссер Уильям Уайлер, 1939
Долго считавшаяся классической (и вместе с тем наиболее слащавой, к тому же похожей на вышедших на экраны в том же году "Унесенных ветром") романтическая голливудская экранизация в постановке Уайлера (впоследствии снявшего много всего, в том числе "Бен-Гура", "Лучшие годы нашей жизни" и "Римские каникулы"), где действие сдвинуто в середину XIX века, а в главных ролях — Лоуренс Оливье и Мерл Оберон. Ревизионистски заканчивается хэппи-эндом.
"Грозовой перевал", режиссер Жак Риветт, 1986
Дерзкая импровизационная лента выдающегося режиссера Жака Риветта ("Селин и Жюли совсем заврались", "Любовь на траве", "Банда четырех" и др.). История страсти и мести разворачивается во французской глуши 30-х годов XX века.
"Грозовой перевал", режиссер Коуки Гидройк, 2009
Совсем недавняя британская телеверсия продолжительностью в два с половиной часа. Снято с уважением к литературному первоисточнику, зрелищно, в меру готично. В роли Хитклиффа — Том Харди, которого некоторые назначают современным секс-символом (в числе прочего сыграл главные роли в "Бронсоне" Николаса Виндинга Рефна и в чудесном мини-сериале The Take).
Комментарии