Кино недели: "Женщина в черном"
  • 17.03.12
  • 2371

Кино недели: "Женщина в черном"

Старомодный и временами страшный готический хоррор с Дэниелом Рэдклиффом. Плюс еще три фильма о беспокойных женских призраках

Начало XX века. Начинающий юрист, сотрудник лондонской нотариальной конторы (Рэдклифф), в одиночку воспитывающий маленького сына, получает задание привести в порядок бумаги на владение старым особняком в северо-английской глуши. Будничная командировка с самого начала изобилует странностями. Жители деревушки даже по британским меркам недружелюбны, за исключением единственного в округе владельца автомобиля, самого богатого человека в графстве (Киран Хайндс). Поместье, окруженное торфяными топями, оказывается эталонно запущенным и жутким, с призрачным черным силуэтом, внезапно из тумана появляющимся на фамильном погосте. Самый же настораживающая деталь заключается в ненормальном количестве детских смертей: в течение несколких лет в деревне от различных несчастных случаев или причудливых суицидов погибло не меньше дюжины.

Женщина в черном". Режиссер Джеймс Уоткинс. Рецензия на фильм

Английский режиссер Джеймс Уоткинс четыре года назад вызвал некоторый шум в киноманских кругах фильмом "Райское озеро" - беспощадным и вместе с тем далеко не глупым слэшером про то, как группа тинейджеров режет на ремни героя Майкла Фассбендера с супругой. В кинопериодике дружно сравнивали дебютанта с самим Михаэлем Ханеке и благословляли вливание свежей интеллектуальной крови в дряхлеющее тело жанра. Взявшись за экранизацию давней "неоготической" книжки Сьюзан Хилл (первая адаптация вышла в 1989-м), Уоткинс поступил в каком-то смысле не менее радикально. В эпоху, когда доминируют всевозможные попытки втиснуть фильм ужасов в формат любительского видео или "документальной" мистификации, "Женщина в черном" - кондовый, подчеркнуто старомодный, предсказуемый, глупый, без какой-либо концептуальной претензии, викторианский ужастик.

Женщина в черном". Режиссер Джеймс Уоткинс. Рецензия на фильм

Именно поэтому его приемы и образы — предательский туман, скрип дверных петель, мелькания теней за спиной, заводящиеся сами по собе кошмарные игрушки — действуют безотказно, так что в отдельные моменты подпрыгиваешь в кресле. Разумеется, это предсказуемые моторные реакции, умелая щекотка бессознательного с его страхами, знакомый с отрочества сладкий ужас. Немного дико видеть тут Рэдклиффа, который слишком молод для своего героя и, понятное дело, поначалу отвлекает своим выражением лица, это не беда: артист как умеет заполняет переходный период к серьезным драматическим ролям.

 

Еще три фильма о беспокойных женских призраках

"Кошка-Призрак пруда Отама", режиссер Ёсихиро Исикава, 1960

Молодожены, заблудившись в горах, постоянно оказываются у пруда Отама, а потом встречаются с призраком кошки, она же тень покончившей с собой в результате подлой интриги дочери самурая. В версии Исикавы классический кайдан о женщине-кошке (киновариант традиционного японского жанра, повествующего о мести привидениий) - модернистски снятое произведение с подчеркнуто театральной, вдохновленной традицией Но, игрой актеров.

Еще три фильма о беспокойных женских призраках

 

"Маска демона", режиссер Марио Бава, 1960

Объект культа для киноманов, упадочно-прекрасная и чудовищная интерпретация повести Николая Васильевича Гоголя "Вий", переработанной одним из главных представителей специального итальянского жанра "джалло" (когда много крови и мяса и много эротики) Марио Бавой до степени барочного бреда, с масками шипами вовнутрь, вампирами и обменом красотой и молодостью. Сразу в двух главных женских ролях - оживающей колдуньи Аси Вайды и "принцессы Кати" - хоррор-королева Барбара Стил, на протяжении своей карьеры снявшаяся и у итальянских трэш-декадентов, и у Роджера Кормана, и у Джо Данте, и в полнометражном дебюте Кроненберга "Дрожь".

Еще три фильма о беспокойных женских призраках

 

"Другие", режиссер Алехандро Аменабар, 2001

Грейс (персонаж Николь Кидман снова, после "Догвиля", носит это имя), живущая с детьми в особняке на нормандском острове Джерси, нанимает новых, весьма странных слуг, и еще чувствует присутствие в доме потусторонней силы. Испанец Аменабар снял самый тонкий и сильный фильм про мертвого человека, не подозревающего о своем бытийном статусе.

Еще три фильма о беспокойных женских призраках

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама