Peeta: и я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал
  • 20.05.11
  • 779

Peeta: и я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал

Итальянский граффити-художник об искусстве за деньги, вандализме, и о том, как уважать свой город, чтобы он отвечал тебе тем же

Peeta: и я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал Peeta, "Kitanoya_Guu"

Если при упоминании о граффити вам в голову приходят на ум кривые надписи-каракули на стенах и в вагонах метро, то пришло время развеять эти заблуждения. Не удивляйтесь - сообщество людей, увлеченных аэрозольной краской составляют не только подростки с маркерами, но и взрослые люди, зарабатывающие деньги творчеством.

Мануэль Ди Рита, скрывающийся за псевдонимом Peeta, рисует уже почти 20 лет. Продолжая традиции уличного граффити, Мануэль давно вырос из субкультурных штанишек, и, кроме настенных изображений, создаёт скульптуры и холсты. Он приехал в Петербург , чтобы готовить новый лофт Rizzordi Art Foundation к "Ночи музеев". В рабочий перерыв Мануэль ответил на несколько вопросов be-in.ru.

В последнее время мир граффити изменился. Чтобы обозначить персонажей вроде Бэнкси, появился новый термин: "уличный художник". Такое дифференцирование к лучшему?

Это можно назвать эволюцией. Просто им (уличным художникам, прим. ред) стало удобнее пользоваться не баллонами, а постерами, наклейками и трафаретами. Все они хорошие иллюстраторы. Но это совсем другое: примерно как в комиксах, когда в одной или нескольких картинках тебе надо рассказать целую историю. А граффити остается в андеграунде, потому что каждый делает это не для окружающих его людей, а для себя и таких же как он. От райтера к райтеру – это мощная субкультура, и, в принципе, плевать, понятно твое творчество обывателю или нет. Я уважаю обе стороны, бывает круто, когда кому-нибудь удается совместить два подхода. Но вот что бесит: скажем, человек раньше рисовал граффити, а теперь стал уличным художником, бросает прошлое и грубо отзывается о том, чем он занимался раньше. Не стоит забывать свои корни.

Можно ли выделить временной отрезок, когда начал отделяться другой лагерь?

Это произошло где-то в конце девяностых. Из людей, пытавшихся тогда придумать что-то новое, мне на ум сходу приходит испанец Ла Мано. С 2005 года все оформилось в настоящее движение, не обращать внимание на которое, уже было нельзя. Здесь есть и коммерческий момент, подобные изображения удобно использовать в рекламных целях, многие компании пользуются этим. Художники уже не бегают, скрываясь от полиции, а зарабатывают серьезные деньги на искусстве.

Peeta: и я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал Peeta, "Jericho"

Ты сам еще рисуешь нелегально?

Нет. Уже лет десять как перестал, а то и больше. Просто я научился уважать город, в котором живу и любой другой, где мне доведется оказаться. Понятно, что граффити должно быть и будет оставаться нелегальным – по этому пути двигались все пионеры движения. Но вдоволь самоутвердившись, я решил, что хватит: много-много людей знает меня, мое имя и вообще всё обо мне. Включая полицию. То есть, если я сделаю что-то нелегальное, то меня, скорее всего, тут же арестуют, а это рискованно для бизнеса.

Конечно, иногда я делаю что-то нелегально, но незаметно – на заброшенных зданиях, например. Я иду туда, и знаю, это незаконно, но никого это не беспокоит. Там я рисую для себя и не выношу результаты на всеобщее обозрение. Когда город буквально "убит" граффити, сложно найти легальную стенку, чтобы порисовать. Да и городские власти не всегда реагируют адекватно, вводя жестокие законы за вандализм. В целом это плохо сказывается на развитии культуры уличного рисования.

Но из патовой ситуации всегда есть пути выхода...

Я вырос в небольшом городке и мы с друзьями всегда уважали место, где живем – делали только большие и качественные работы, с разрешения и при поддержке администрации. Это наш вклад во внешний вид города и ключ к развитию граффити-культуры. Думаю, со мной согласятся многие – арестовывать всех подряд никому не выгодно. И, повторюсь, рисовать нелегально, скажем, на электричках – очень здорово, и много моих друзей до сих пор продолжают этим заниматься. Я уважаю их и не осуждаю. Плюс, конечно, помню это чувство: у тебя всего несколько минут, а адреналин так и хлещет во все стороны..

Как вообще обстоят дела в Европе с легальными стенами? У нас в России государство как-то не очень активно идет навстречу граффити..

Это грустно. В Италии, например, всегда можно договориться с официальными лицами - получить разрешение, провести конкурс, без проблем. Вообще, практически в любой европейской дыре реально найти 3-4 легальные стенки. Просто город сам должен вести лояльную политику, чтобы ограждать себя от вандалов, но в то же время давать возможность ребятам, которые жить без этого не могут, делать свое дело.

Если брать дальше, в Ванкувере, где я находился последнее время, там не так много легальных стен, но город начал сам давать разрешения, правда, в основном, на рекламные работы. Такой путь не очень удачен, все ограничено, ты не можешь делать, что хочешь, и это уже не творчество. Или другие города в Канаде, например, Торонто, или Монреаль, где разрешают рисовать в определенных местах, чтобы ограничить вандализм. Город остается чистым, а некоторые стенки выглядят действительно впечатляюще.

Ты уже сказал, что это твоя работа и бизнес. А как стоит относиться к художнику, который делает деньги на творчестве?

Ок, я живу на свое искусство. Но я делаю то, что мне нравится, и мне нравится такой путь, когда никто не указывает. Ни один человек не может подойти и сказать: "эй, сделай-ка вот это, ну, типа, огромное лицо". Все получается спонтанно и люди, оказывается, хотят покупать это! Не надо ходить на работу, никакого графика, никакой тупой рутинной деятельности, блокирующей меня и мое творческое начало.

Просто в какой-то момент я решил: попробую-ка заняться этим плотно, во что бы то ни стало, вопреки всему. И получилось. С другой стороны, печально смотреть на людей, которые плюют на свой стиль ради заработка. Все-таки искусство на первом месте, а потом уже деньги.

Peeta: и я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал Peeta, Сараево, август 2006

Значит был какой-то план, стать художником, жить на это..

Я начал рисовать, потому что люблю это. И я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал. Постоянно хотелось улучшить свои навыки, попробовать что-то, чего еще не умею. Но вовсе не от большого желания стать художником. Мне не терпелось попробовать новые цвета, формы, и, самое главное, сделать искусство дешевым – дабы не тратить много денег на изготовление объекта. Я делал небольшие полотна, экспериментировал, как мог. Опубликовал это на Artcrimes (международный интернет-портал о граффити, прим.ред.), а люди такие – можно ли купить твои работы? Ну я думаю, круто, почему бы и нет. А потом они уже начали спрашивать – когда ты сделаешь еще холсты? Я учился тогда в институте, у меня не было денег и решил, что буду делать больше холстов. И я занимался бы этим всю жизнь, потому что могу рисовать вечно.

Ты учился на отделении индустриального дизайна, какие способы смешения элементов дизайна, архитектуры и граффити тебе по душе?

Такими объектами являются мои скульптуры. Вот это вот соединение граффити и дизайна, когда, используя навыки из одной области в неожиданном сочетании с навыками из другой, ты получаешь что-то интересное. Насчет архитектуры – было несколько коллабораций с крупными строительными компаниями, но я не могу разглашать эту информацию. И пара отдельных архитекторов, мы делали вместе инсталляции – публичные, на разных новых зданиях, отелях, и тому подобное. Но это происходит редко: мои скульптуры очень трудоемки, а с этими ребятами нужен компромисс, надо делать быстрее.

В таком дорогостоящем (с точки зрения сил) процессе ты пытаешься что-то сообщить зрителю, использовать некий символический код?

Ну, я всегда пишу "Peeta", свое имя – это понятно. Структура, соответственно, всегда ограничена буквами. Иногда я пытаюсь добавить некий концепт, а потом представить его в абстрактной и искаженной форме. Вставляю символы, какую-то секретную геометрию. Сейчас я занимаюсь скульптурой под названием "Мужество", где, используя свой стиль, я пытаюсь передать некое чувство, связанное с этим свойством человеческой натуры.

Peeta: и я рисовал, рисовал, рисовал, рисовал Peeta, "Glimpse B", скульптура из бронзы

Куда двигается граффити и изобразительное искусство в целом, как далеко художники ушли от первых людей, попытавшихся нацарапать на стене пещеры изображение животного?

Искусство ушло далеко, хотя начиналось, конечно, с этого. Прежде была устойчивость: прочность древних работ совсем другая; вопреки тому, что, попытка нацарапать зверушку для нашего предка была, скорее всего, первой и единственной в жизни. В граффити же мы делаем это постоянно, и порой рисование действительно напоминает навязчивую идею. Попытки "подарить вечность" искусству граффити лично для меня заключались в создании скульптур из бронзы и мрамора, но всё же оно не вечно – в этом и есть его особая прелесть.

"Ночь музеев" в Rizzordi Art Foundation, как и в других арт-пространствах, пройдет с 21 на 22 мая и будет посвящена уличному искусству во всех его проявлениях - от кино про граффити до диджейских хип-хоп сетов.

Все изображения - официальный сайт Peeta.

Комментарии

Читать на эту тему