Том оф  Финланд
  • 23.02.06
  • 4945

Том оф Финланд

Художник комиксов про «мужественность» и садо-мазо, классический северный певец униформы.

«Грязные рисунки» финского рисовальщика с бесхитростным именем Том оф Финланд (Tom of Finland,1920-1992) давно превратились из маргинальной гей-забавы в респектабельное искусство, окрещенное множеством выставок и роскошными альбомами графики. По большому счёту, сейчас мы видим, что многие его порно-карикатуры смотрятся диким китчем, а образ «настоящего мужчины-супер-секс-машины» - забавный миф. Однако всё же интересно, как личные фантазмы Тома – все эти полицейские и воры, моряки и лесорубы – стали мясом глобальной поп-культуры.

Tom of Finland. Том оф Финланд


«Если у меня нет эрекции, когда я рисую, значит, картинка никуда не годится», — частенько констатировал Том оф Финланд (настоящее имя – Тойко Лааксонен), по мнению биографов – «искренний и застенчивый финский парень». Юного Тойко совершенно потрясли перемены, постигшие сонный Хельсинки с приходом туда немецко-фашистских захватчиков. Как лихо выразился один тематический сайт, «когда пришли немецкие солдаты в их потрясающих воображение сапогах».

Tom of Finland. Том оф Финланд

В гостях с юга его привлекла прежде всего униформа: «Кто бы ни придумал стиль фашистской униформы, он был геем. Немцы всегда очень заботились о своем внешнем виде. Даже в самом конце войны, когда все лежало в руинах, их униформа выглядела потрясающе!» Эти слова не раз потом аукнутся культовому художнику, равнодушному к политической и нравственной стороне дела. Униформа, потрясшая Тома – фирменный его фетиш и тема для рисунков на всю жизнь. Фуражки с высокой тульей, кожа-ремни, «потрясающие» сапоги со звёздочками переданы с конца 60-х по ведомству BDSM при активном участии творчества Тома оф Финланда.

Пострадав во время экономической послевоенной депрессии, Том в 1957 году всё же становится всемирно знаменитым. На обложке весеннего номера нью-йоркского комиксового «Physique Pictorial» появляется его знаменитый смеющийся дровосек. Затем – тридцать лет богемной славы: персональные выставки, дружба с мегазвёздами вроде Пьера и Жиля и Роберта Мэпплторпа, иллюстрации к «Кэрелю из Бреста» Жана Жене, плюс даже какое-то под конец финансовое благополучие.

В силу понятных причин художник со временем отказался от откровенно милитаристской символики в рисунках. Вместо туманных штурмовиков героями стали самые разные «мачо» из его фантазий – полицейские, криминалы, моряки, байкеры, ковбои и ностальгические финские лесники. Мускулистые, усатые секс-машины в чёрной коже или тельняшках (есть, впрочем, забавные серии с панками или с уолл-стритовскими яппи в костюмах). Заменив свастики и молнии на исполинских размеров члены, устрашающе воздетые к небесам, пленник грязной красоты реализовал, что и говорить, важную для себя метафору.

В «зрелой» его графике больше порно, но в тысячу раз больше и гротеска. Всевозможные оргии и бичевания с участием копов и дровосеков – столь распространённые у «культурных» гомосексуалов мечтанья – гипертрофированы до блестящего, смешного спектакля. Стиль преувеличенно маскулинного гея прошёл, конечно, полный круг – от «высокого искусства» Жана Кокто и нашего героя, через Фредди Меркьюри, к бару «Голубая устрица» и стёбу в «South park». Но, если взглянуть на выражение глаз Тома оф Финланда – в старости обладавшего внешностью хитрющего рантье – он, конечно, всё это предвидел.

tomoffinlandfoundation.org

Комментарии

Читать на эту тему