Как стать известным художником, если не умеешь рисовать
  • 28.01.15
  • 7296

Как стать известным художником, если не умеешь рисовать

Если кому-то Крещение, прошедшее на прошлой неделе, вспоминается нырянием в прорубь, то поклонникам перформансов этот день запомнился акцией Олега Басова и Евгения Авилова. Два художника пришли к мавзолею Ленина в попытках воскресить и прогнать вождя. За «мелкое хулиганство» дали 10 суток ареста.

Давно установлено, что тяга к прекрасному просыпается именно в переломные годы. Поэтому если вдруг, в начале кризиса, человек захотел стать художником, его нельзя останавливать. Более того, сегодня путь становления художника упрощен до нескольких ступеней: в мире современного искусства можно стать классным, даже если не умеешь рисовать. Художественное образование все чаще признается лишним на пути создания шедевров: к чему эти художественные школы, загоняющие в рамки, долой академии с их XVIII веком. Шансы получить премию Кандинского и сесть за один стол с Пиотровским стремительно приближаются к нулю, если продолжать тратить краски для прилежного осеннего пейзажа. Сейчас нужны гениальные идеи, а не гармонично подобранные цвета.

Самое простое для художественных неумех – перформансы. Готовьтесь к тому, что друзья фыркнут на безрассудное стремление умереть в нищете и безвестности. В этом случае надо быть во всеоружии и на одном выдохе объяснить сомневающимся, что это искусство возведено в абсолют еще Энди Уорхолом – так чем вы хуже. Мы посмотрели десятки перформансов, хэппиненгов и акций и вывели несколько правил, которые позволят не опростоволоситься на пути к вечной славе.

Включить мозги

Первая типичная ошибка новичка – праздные мысли. Некоторым может показаться, что ради всемирной славы акциониста достаточно нарисовать непотребство на Литейном мосту или выложить недвусмысленное слово на Красной площади – и все это просто, легко и шутя. На самом деле, ради своих акций художники долго и упорно работают, собирают группу, которая будет им помогать, и тщательно продумывают свои действия.

Мозги также понадобятся, чтобы не перепутать перформанс с игрой в фанты с нетрезвыми друзьями. Пройти голым по Тверской – это развлечение подростков, озадаченных поисками своего «Я». Художник же не самоутверждается, а пытается донести идею, которая, в лучшем случае, глубока и неоднозначна.

Марина Абрамович однажды приняла участие в перформансе «Ритм 0». Она стояла посреди комнаты, а зрители могли взять любой предмет и сделать с художницей все, что им придет в голову. В итоге художница так вспоминает произошедшее: «У меня до сих пор есть шрамы от этих порезов. Я была немного не в себе, я внезапно поняла, что зрители могут убить тебя. Если дать им полную свободу, они взбесятся и будут готовы убить тебя. После перформанса у меня поседела целая прядь на голове, я не могла долго избавиться от страха. Так я поняла, где поставить черту, и больше никогда не подвергала себя такому риску».

Короче, перформансы – дело для четких, рисковых и, самое важное, умных ребят. Впрочем, первые два качества могут и не понадобиться, если мозги сработают нормально.

Перформанс Марины Абрамович «Ритм 0» 1974 года

Бить по актуалочке

Необходимо быть острым, точным и внезапным, как голодный гепард. Придется читать новости, чувствовать настроения масс (что намекает на множественные алкогольные возлияния), постоянно менять темы для обличения (нельзя двадцать лет подряд думать о коррумпированной России), и постоянно страдать. Акции с цветами не интересны со времен хиппи, сейчас людей может заставить обернуться только настоящая боль. Она должна исходить изнутри и принудить зрителя захлебнуться эмоциями. На это способны немногие, но вывернуться наизнанку можно попробовать. Хотя бы ради того, чтобы посмотреть, что из этой изнанки вывалится.

Олег Мавроматти и его акция «Не верь глазам». Ассистенты прибили художника к деревянному кресту гвоздями. На спине у Мавроматти была надпись «Я не сын Бога». По замыслу художника, акция должна была символизировать жертвенность искусства

Формула хорошего перформанса, в общем-то, очевидна: свежая идея, очевидный смысл, легкое считывание. То есть рожать на глазах у посетителей выставки, мастурбировать на полу музея и есть человеческого зародыша – удел глупышей. Абрамович тем и хороша, что все ясно и по делу.

Если говорить о России, то к неподдельным страданиям и отчаянному остроумию стоит примешать острую социальную проблематику – попадание будет стопроцентным. Впрочем, есть вариант, что затаскают по психиатрическим экспертизам и судам, но ведь искусство требует жертв, не так ли?

Петр Павленский и его акция «Фиксация», когда художник прибил себя гвоздем к Красной площади за причинное место. Акция была проведена 10 ноября, в День сотрудника органов внутренних дел. По замыслу Павленского, она символизировала апатию и фатализм российского общества. 2013 год
Фото: Reuters

Коллективный разум – путь к успеху

Третьим важным условием продвижения станет умение собрать из своих соседей по коммуналке и темных личностей Петербурга Достоевского банду или, если более культурно, арт-группу. Большинство уличных акций были проведены художественными объединениями: «Коллективные действия», «Война», «Бомбилы», «Движение Э.Т.И.» и, конечно, Pussy Riot.

Если внутреннего мизантропа выжечь не получается, то можно обратиться к видео-арту. Например, снимать себя, гуляющим по комнате, как это сделал Брюс Науман в 1968 году. Но устраивать массовые автопробеги все-таки веселее и не так одиноко.

Общительность вообще крайне полезна для современного художника. Без парочки друзей-журналистов, тысяч подписчиков в социальных сетях и дальних родственников в разнообразных органах лучше даже не начинать борьбу с мещанством и твердолобостью.

Работать, несмотря ни на что

Ну и последняя ошибка, которую по значению можно приравнять к айсбергу в истории Титаника, – это попытка бросить все ради духовного просветления. Обычно этот разрыв начинается с увольнения с работы, которая, конечно, не приносит удовлетворения. Понятно, что свет искусства затмевает суровую реальность, и работать менеджером не хочется. Но обычно заканчивается все это как у Петра Мамонова в фильме «Такси-Блюз».

Пётр Мамонов и Пётр Зайченко в фильме «Такси-блюз»

Кроме тюремного срока на перформансах ничего не заработать. Есть шанс попасть в какую-нибудь программу, скорее всего, иностранную, получить грант от какого-то фонда или собрать деньги через Crowdfunder. Но заработок будет непостоянным. «Жизнь взаймы и без гарантий» – главный принцип существования.

Ян Стен «Кавардак»

В общем, если вы готовы рискнуть всем, пройти через публичное осуждение, непонимание близких и неуверенность в завтрашнем дне, то вперед. Однако сперва надо честно признать свои умственные способности. Подойдите к зеркалу и спросите, есть ли вам что сказать миру, причем сказать остроумно, жестко и безаппеляционно. Мы видели так много плохих перформансов, что нет смысла пополнять ряды бездарностей. Может быть на родном диване уютнее, чем на мостовой Красной площади?

Комментарии

Читать на эту тему