Бродячие будни
  • 22.06.10
  • 2866

Бродячие будни

В мире уличного искусства нет кулис. Здесь все на виду, но мало кто следит за богатой событиями жизнью улиц. Однако, день артиста, превратившего улицу в сцену, а жизнь - в бесконечную прогулку, складывается из беглых взглядов, улыбок, пяти-десяти рублей, оставленных случайными прохожими. Be-in.ru составил несколько маршрутов, где встреча с музыкантами и артистами наиболее вероятна, и попытался выяснить, кто эти люди и что ими движет

Метро — пространство предельного одиночества. Люди, находящиеся в непосредственной физической близости, максимально отчужденны и замкнуты. Знакомство в метро — редкость; спешка и погруженность в свои мысли — верные друзья. Кажется, реально существуют здесь только работники метрополитена, знающие все тонкости подземного механизма, милиция в вялых попытках отследить происходящее и музыканты, нашедшие в бегущих пассажирах свою аудиторию.

Уличные музыканты Санкт-Петербурга

По профессии я инженер-сварщик, а играть сам научился — увидел на шкафу аккордеон и решил попробовать.

фотография автора

Роберт играл на аккордеоне в переходе на Невский проспект. Нас опередили с вопросами две выпившие экзальтированные барышни, требующие музыки из фильмов. «Я только Яна Тирсена играю, могу вот «Амели». Девушки закивали и, пританцовывая, тут же исчезли в толпе. « В метро особая акустика, а на улице себя не слышишь, и звук теряется. Я по профессии инженер-сварщик, а играть сам научился — увидел на шкафу аккордеон и решил попробовать. Приехал из Одессы первый раз на концерт Тирсена, а теперь комнату здесь снимаю». На вопрос, большие ли приходится платить штрафы, замотал головой: «Ну, вы что? Питер - культурный город. Тут и мафии никакой нет. А при особом душевном настрое можно за полчаса 500 рублей заработать. Да и просто приятно людям настроение дарить».

Уличные музыканты Санкт-Петербурга

«Как сыграл на свадьбе в 63-ем, так и пошло. Был в Финляндии, и во Франции, а вообще это не важно, в какой стране, в каком месте играть»

фотография автора

Владимир Петрович, добродушный баянист, играет знакомые мелодии уже полвека. «Как сыграл на свадьбе в 63-ем, так и пошло. Был в Финляндии, и во Франции, а вообще это не важно, в какой стране, в каком месте играть». При попытке его сфотографировать столкнулись с нравоучительной проповедью недовольной старушки, просящей милостыню неподалеку. «Не обращайте внимания,- улыбнулся Владимир Петрович,- она стерва, всегда говорит мне, что занимаю ее место, даже если раньше прихожу».

Небольшой пятачок напротив Петропавловской крепости. Заправка поблизости — источник электричества, удобные скамейки - опора тем, кто едва держится на ногах.

Уличные музыканты Санкт-Петербурга

Гельмут и Олег уже два года играют на этом месте почти каждый день (зимние морозы, правда, переждали дома, в тепле). Их снаряжение - полуакустическая гитара, бас, барабаны, пара комбиков, микрофон. Вокруг рок-музыкантов стихийно образуются джэм-сейшны с участием далеких от музыки прохожих, а порой - профессиональных блюзмэнов, случайно или намеренно оказавшихся в нужном месте в нужный час. «Мы играем всё от Sex Pistols, Poisonous Mushrooms до Алёны Апиной. Играем до четырех- пяти утра, пока есть силы, пиво и сигареты».

Набережная канала Грибоедова от одноимённого метро до Спаса на крови. Одна из самых исхоженных туристами улиц города. Продавцы сувениров чередуются с художниками и музыкантами, профанация — с искусством. Здесь можно встретить кого угодно (независимо от погоды и времени суток): гусляра, задумчиво перебирающего струны под древнерусские напевы; никогда не взрослеющую девочку со скрипкой; студентов мухинского училища с мольбертом.

Уличные музыканты Санкт-Петербурга

Талант музыкантов очевиден и удивителен, может, поэтому от вопросов они устали сразу, сославшись на личный сайт crystalharmony.ru.

Фотография автора

Мы же вышли на звуки хрустальных бокалов, складывающие мелодию Бетховена. Диски по 250 рублей покупают охотно, кто-то даже сразу по четыре разных. Талант музыкантов очевиден и удивителен, может, поэтому от вопросов они устали сразу, сославшись на личный обширный сайт crystalharmony.ru.

Пересечение Невского с Малой Конюшенной улицей. Выгодное расположение и небольшая круглая площадка будто специально предназначены для деятельности уличных артистов.

Уличные музыканты Санкт-ПетербургаФото автора
Здесь мы встретили жизнерадостного фокусника Игоря по прозвищу Rocky. У него эстрадное образование и двадцать два года практики. Раздающий цветы, сердечки и собачек из шариков, радость и веселье за просто так, за улыбку, этот жизнерадостный человек в желтых ботинках, кажется, вовсе не беспокоится о деньгах. Правда, благодарные зрители не скупятся, а цирковые фокусы с участием случайно выбранных прохожих собирают огромную толпу любопытных. Самым интригующим признанием Роки стало упоминание о совместном ночном перформансе с таинственным саксофонистом.

Дворцовая площадь. Уже почти немыслима без легендарного саксофониста, загадочного терригильямовского персонажа, более десяти лет с немыслимым упорством отстаивающего свободу уличных музыкантов. Фотографировать и снимать себя запретил строго-настрого, о себе не сказал ни слова, но предупредил, что смешивать уличных музыкантов и музыкантов на улице не стоит. Его безумие относительно, но дзен-буддийская реальность почти не пересекается с действительностью, а слова о политических мотивах, опасности и тайнах - борьба с ветряными мельницами. Ясно одно: оружие и язык этого человека— протяжный, завораживающий звук саксофона в петербургской ночи. Звук, доказывающий право музыканта на город.


Когда дистанция между артистом и зрителем сокращается, пространство уличной сцены превращается в бесконечный опен-эйр с изменчивой аудиторией. Правила внегласны, время не в счет, штампы сведены к нулю. Пройти или остаться - это всегда признание зрителем маленькой, ежесекундной победы или поражения того, кто, преодолевая собственные стереотипы, стоит перед ним.

Комментарии

Читать на эту тему